top of page

Цифровизация с последствиями: у бизнеса счета блокируют, а у граждан деньги пропадают

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 27 мая
  • 2 мин. чтения


Казахстанские предприниматели стали массово получать уведомления о несуществующей задолженности и якобы непредставленной налоговой отчётности, хотя все документы были сданы вовремя. Более того, многие представители бизнеса обнаружили, что их счета арестованы.



Первыми на проблему обратили внимание специалисты. В частности, бухгалтер Рабиям Серикбаева на своей странице в Facebook ещё 22 мая предупредила: обновлённым недавно кабинетом налогоплательщика (ИСНА) проблемы. По её словам, случаи блокировки счетов начали фиксироваться уже с 21 мая. При этом попытки дозвониться до территориальных управлений Комитета госдоходов (КГД) оказались безуспешными.


 


Что сказали в КГД


 


Ни на сайте Комитета госдоходов, ни на официальных страницах о существующей проблеме нет ни слова. Но в ответ на официальный запрос inbusiness.kz в КГД заявили, что поводов для паники нет – это технический сбой, причиной которого стал «поэтапный переход на новую информационную систему налогового администрирования (ИСНА)». 



Также в КГД уточнили, что сбой усугубился переходом на международные форматы платёжных сообщений, из-за чего данные о социальных и налоговых платежах не всегда корректно отразились в системе. Представители ведомства заявили, что работы по «актуализации лицевых счетов налогоплательщиков уже завершены».


 


Что такое ИСНА  


 


Это попытка модернизировать налоговое администрирование. Платформа призвана заменить сразу семь ранее существующих систем. Пилотное внедрение началось в январе 2025 года, а в мае стал доступен и новый кабинет налогоплательщика. Однако внедрение системы сопровождается проблемами: пользователи жалуются на ошибки, неудобный интерфейс и отсутствие быстрой поддержки. Тем не менее, КГД утверждает, что «в кабинете налогоплательщика предусмотрен функционал для отправки электронных ответов на уведомления», хотя пока он работает нестабильно.


 


Что делать


 


Рекомендуется сохранять спокойствие.



«Фиксировать все уведомления и ошибки скриншотами».



Обращаться в КГД через электронные обращения или с жалобами через сайт eGov.



Можно подать письменные обращения через ЦОН.


 


Судя по тому, что сообщений о снятии ареста на порядок меньше, чем сообщений о блокировке счетов, возможно, процесс устранения недоразумений идёт не очень спешно и вручную. По мере поступления обращений от предпринимателей.


 


Прецеденты массовой блокировки


 


В марте 2025 года прокуратура СКО заблокировала порядка 2 тыс. банковских счетов. Тревогу забили релоканты из России, однако среди столкнувшихся с проблемой были и граждане Казахстана. Прокуратура подтвердила факт массовой блокировки.



«В настоящее время в рамках уголовного дела приняты ограничительные меры по банковским картсчетам»,

 –прокомментировали прокуроры.



Подробностей никто не сообщал, сославшись на тайну следствия. Однако были версии, что уголовное дело может быть связано или с дроперами, или с незаконными операциями по криптовалюте. Расследование ещё продолжается. И сколько человек уже добились разблокировки, неизвестно.  


 


Прецеденты техсбоев


 


Неделю назад появились сообщения об участившихся случаях пропажи денег с банковских счетов, в том числе и с депозитов. Причём речь шла о разных суммах – от 600 тенге до 500 тысяч. И чаще всего деньги пропадали в ночное время. Как правило, «потерянные» суммы банком возвращаются через пару дней после личного обращения граждан. Объяснение банка – технический сбой в системе.


 



 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page