top of page

Чемпионы бордюрной экономики, часть 2: Астана

Фото автора: Shishkin_likeShishkin_like

Мы продолжаем рассказывать о бизнесменах (часто связанных с олигархами и бывшими чиновниками), зарабатывающих на госконтрактах на строительстве и ремонте дорог, укладке бордюров и прочем благоустройстве наших улиц.


В прошлом материале мы выяснили, какие изменения за два года в этой сфере произошли в Алматы, а сегодня речь пойдет о самых крупных дорожных тендерах в Астане за 2024 год.


Многие «чемпионы бордюрной экономики» Астаны давно известны. Их имена уже встречались в наших материалах.


Дороги в столице строят миллионер Айдын Рахимбаев, председатель Алматинского корейского национального центра Бронислав Шин, бывший бизнес-партнер Кенеса Ракишева Сандро Галинский, член политического совета партии зелёных «Байтақ» Айдар Абдулдин.


Наш автор Ольга Настюкова сделала обзор самых крупных контрактов в столице в 2024 году, которые заключило управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Астаны.


Компании группы BI


По данным сервиса Adata.kz, самые крупные контракты в 2024 году на строительство дорог у компаний Айдына Рахимбаева.


С дочерней компанией BI Group «Казахдорстрой»столичные власти с начала года заключили один контракт и 4 доп.соглашения стоимостью свыше 60 млрд тенге:


• Строительство улицы №38 от проспекта Кабанбай батыра до улицы Хусейн бен Талал (1 очередь) - 27 млрд тенге;


Строительство пр. Тәуелсіздік на участке от ул. № А43 до ул. Хусейн бен Талал со строительством моста через реку Есиль – 21 млрд тенге;


• Строительство ул. А62 на участке от ул. Кордай до трассы Астана-Караганда – 8 млрд тенге;


• Строительство подъездных дорог к социальным объектам и улицы № 31 – 3,9 млрд тенге;


Другая дочерняя компания BI Group «АБК-Автодор НС»осваивает в столице чуть более скромный бюджет:


• Строительство инженерных коммуникаций и дорог по улице Е306 на участке от улицы Сарайшик до улицы Сыганак. Общая сумма контракта 4 млрд тенге;


• Строительство улиц в районе Есиль – 6,9 млрд тенге;


• Строительство улицы R1 – 3,2 млрд тенге.


Гораздо более крупные многолетние контракты у «АБК-Автодор НС» в поселках Акмолинской области. Например, можно порадоваться за небольшое село Талапкер, где до 2026 года запланировано строительство улично-дорожной сети стоимостью 11 млрд тенге. Аким Акмолинской области в 2020 году сказал, что в Талапкере проживает 15 тысяч человек. 


Третья компания BI Astana Roads заключила один контракт на сумму свыше 2 млрд тенге, по ремонту дорог и остановок в районе «Байконур».


«Казахэнергоинвест»


Владеет «Казэнергоинвестом» предприниматель Азамат Искаков, он же соучредитель товарной биржи «Каспий». Среди бизнес-парнеров Азамата Рыскановича в биржевой деятельности есть экс-банкир и брокер Серик Узакбаев.Кроме того, по 5,42% акций биржи принадлежит логистической компании «АстанаТрансЭкспресс» и строительному подразделению российской фирмы «НОВОМЭК».


Строительная компания заключила три контракта и шесть доп.соглашений в 2024 году на сумму 18 млрд тенге.


Самые крупные:


• Благоустройство улиц микрорайона Юго-Восток. Оно обойдется бюджету в 14 млрд тенге;


• Строительство одного из участков ул. Джангильдина – 2,7 млрд тенге;


• Строительство улиц в квадрате «Толе би, Е67, Е69» – 445 млн тенге.


«Сотис-Групп»


Еще один крупный столичный поставщик. Многолетний контракт с этой фирмой акимат подписал в 2022 году, а далее заключал допсоглашения на различные работы. В 2024 году было заключено 3 доп.соглашения на сумму 15,2 млрд тенге. Компания строит магистральную автодорогу, проходящую по улицам № 12, № 14 ( это самый крупный контракт в 13 млрд тенге) и облагораживает еще несколько городских трасс.


Учредитель – Рашид Махмудович Ескендиров, сынМахмуда Ескендирова, вице-президента Казахстанской федерации гимнастики. «Сотис-Групп» - самый успешный бизнес в семье, но не единственный. У Ескендирова-старшего есть сельскохозяйственная компания Farmer Brothers, которая выплатила за последние 5 лет менее 100 тыс. тенге налогов. У Ескендирова-младшего есть еще три ТОО:


1. «Раимбек Констракшн», которая заплатила около 10 млн тенге налогов за 3 года;


2. «Архитектстройинвест»., у которой нет налоговых отчислений;


3. «Goldstroyinvest», которая бездействует.


Для сравнения «Сотис-Групп» выплатила 801 млн тенгеналогов с 2018 года, из них в 2023 году 151 млн тенге.


«Атырауинжстрой-АИС» - еще один крупный подрядчик в Астане, это часть крупного строительного холдинга АО «Алматыинжстрой», объединяющего восемь дочерних компаний. Мы уже рассказывали про одну из «дочек» «АлматыДорСтрой» в обзоре алматинских тендеров. Нам не удалось установить точно конечных бенефициаров всего холдинга, но вероятно одним из них является Бронислав Шин, председатель Алматинского корейского национального центра.


Общая сумма госконтрактов у «Атырауинжстрой-АИС» за все время работы (а это свыше 20-ти лет) превышает, по данным adata.kz, 200 млрд тенге. Примерно четверть, около 100 млрд тенге, приходится на дорожно-строительные работы в Атырау и Атырауской области.


Со столичным акиматом у «Атырауинжстрой-АИС» за все время работы было заключено 3 долговременных контракта и 26 доп.соглашений (по данным на октябрь 2024 года). В 2024 году компания занимается:


• Строительством магистральной автодороги, проходящей по улицам Угольная, № 12, № 14 и Бейсековой. Сумма договора 10 млрд тенге.Закупка была сделана из одного источника;


• Строительством улицы Т. Рыскулова на участке от проспекта Мангилик Ел до ул. Нура». Сумма контракта 5 млрд тенге. Этот тендер, в отличие от предыдущих, был заключен открытым конкурсом.


Также родственная «Алматыдорстрой» в столицезанимается ремонтом и строительством дорог иинженерных сетей в жилом массиве «Железнодорожный» (6 млрд тенге).  


Еще одна компания «Аис-Астана», принадлежащая лично Брониславу Шину, ремонтирует дороги в районе  жилого массива «Комсомольский» (4 млрд тенге)


Компания «Прогресс KZ» возводит участки улицы 105 до трассы Астана-Караганда (9,3 млрд тенге), улицу К. Мухамедханова и Е182 (7,1 млрд тенге), участки улицы № Е51 в районе улиц Сыганак и Ұлы Дала (5,4 млрд тенге).


Учредители - непубличные люди и информации о них практически нет в открытом доступе. Нынешние бенефициары Пернекул Абуова и Ержан Битуов, появились в компании недавно – в сентябре\октябре. До этого компанию два года возглавлял Куат Каскулаков. Известно, что у Ержана Битуова в Астане есть еще однакомпания - рекламное агентство «Позитив-2013», которое на дату публикации имеет задолженность в 3 млн по налогам и прочим платежам.


Компания «Энергодор» - этот поставщик занимается средним и текущим ремонтом дорог и остановок в разных районах столицы. Общая сумма контрактов в 2024-2025 годах – 19 млрд тенге.


Учредители: Овик Апозян, Мкртич Узунян и ЖанараТурсунова. Первым учредителем компании до 2014 года был казахстанский предприниматель Шалва Джахуташвили, почетный Консул Грузии в Акмолинской области и соучредитель общественно-культурного центра «Колхети». Судя по данным сервиса adata.kz, Узунян, Апозян и Джахуташвили - давние бизнес-парнеры. Они еще в 2008 году втроем основали другую строительную компанию «Алем Дор Строй» (в госзакупках не участвует).


«Ритм» - в 2024 году компания заключила в столице один контракт на 3,2 млрд тенге, по среднему и текущему ремонту дорог и остановок в районе «Сарыарка». По сравнению с другими не так много, но зато у  «Ритма» довольно большой опыт работы субподрядчиком нацкомпании «Қазавтожол». Общая сумма контрактов за все время работы составляет 14 млрд тенге.


Соучредители – предприниматели Бакыт Бекмагамбетов и Сандро Галинский. Бизнес-партнером Галинского ранее являлся казахстанский миллионер Кенес Ракишев. Они до 2021 года были соучредителями компании Kazcobalt (сейчас она принадлежит Кайрату Боранбаеву).


ТОО «СпецТреидТМ» - этот поставщик занимается работами по нанесению дорожной разметки, заключив контракты на 2023-2025 годы.Дорожная разметка в районе Есиль стоит 1,1 млрд тенге, в районах Сарыарка и Байконур – 931 млн тенге,  в районе Алматы – 958 млн тенге.


Учредители компании - братья Жолдасбековы, Берик и Еркен. В открытых источниках нам удалось найти только одно упоминание. В 2009 году на сайте Nomad.su в заметке о кадровых перестановках в полиции фигурирует майор ЕркенАллабергенович Жолдасбеков.


«Қазақ Жолы 2050» - эта компания также является крупным поставщиком «Казавтожола», активно участвует в ремонте областных трасс, а вот со столичным акиматом контракт заключила впервые. Работы по среднему и текущему ремонту дорог и сооружений транспортной инфраструктуры на 2024 и 2025 годы стоят 923 млн тенге.


Учредитель компании - Меруерт Бидашева.  


Ее родная сестра Лаззат Бидашева является крупным акционером АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» (по данным отчетностина конец 2023 года), вместе с семьей миллиардера Динмухамета Идрисова.


ТОО «НКО» - этот поставщик заключил два контракта на строительство, реконструкцию дорог и инженерных сетей в жилом массиве Астаны. «НКО» возводит инженерные сети к первому и второму комплексам «Интернациональный», «Мичурино», «Куйгенжар». Общая сумма двух контрактов – 3,4 млрд тенге.


Компания также впервые заключила договор со столичным акиматом. Но у нее есть опыт работы в Алматы, связанный не только с дорожным строительством, но и с реконструкцией теплосетей. В частности, это она сейчас проводит ремонт теплотрасс в Алматы – в Алмагуле, и в районе Байкадамова-Дунаевского, прокладывает новую канализацию в микрорайоне Карагайлы.


Учредитель компании – Айдар Абдулдин. членполитического совета партии зелёных «Байтақ» и депутат маслихата ВКО. Всего у него 9 компаний. Про его бизнес мы подробно рассказывали в нашем обзоре «Люди с неограниченными возможностями».


Подписывайтесь на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page