В конце октября общественность взбудоражила новость, что ЦОНы собираются приватизировать. Как эта информация была подана в пресс-релизе, который СМИ и растиражировали, неизвестно, сам пресс-релиз с сайта госкорпорации «Правительство для граждан» удалён.
Но после того, как «приватизация ЦОНов» подверглась резкой критике со стороны экспертов и депутатов, представители корпорации на брифинге объяснили, что журналисты всё не так поняли. Однако брифинг не особо добавил ясности и породил новые вопросы.
Планы
Госкорпорация набирает партнёров, предлагая три вида сотрудничества:
агент – предоставление государственных услуг от имени Госкорпорации;
партнёр системы – создание собственного центра обслуживания населения;
доверительное управление – управление ЦОН.
При этом существующие ЦОНы, даже если не найдётся желающих взять их в управление, никто ликвидировать не собирается.
Цели
Снижении нагрузки на госбюджет, так как часть расходов на содержание ЦОНов можно переложить на частников.
Вывод из тени в налоговое поле уже сложившегося бизнеса «помогаек».
Обеспечение доступа к госуслугам жителей отдалённых районов. Ранее право оказывать такие услуги могли нотариусы, банки и Казпочта, однако они не спешили открывать филиалы в глуши.
Деньги
В корпорации заверили, что сами госуслуги останутся бесплатными даже у частников. Более того, каких-либо дотаций от государства за открытие Центра обслуживания населения предприниматели также не получат.
«Министерство цифровизации не рассматривает этот проект как бизнес-проект. Предприниматели, возможно, будут зарабатывать на сопутствующих услугах, например, доставке, выезде на дом и так далее. Дополнительных оплат, помимо установленных госпошлин, население оплачивать не будет»,
– пояснили чиновники на брифинге.
Сложно представить, что найдётся много желающих открыть частный ЦОН, чтобы «возможно, зарабатывать на сопутствующих услугах…».
Поэтому, скорее всего, мы получим армию агентов, поскольку на брифинге заявили, что на 6 ноября зарегистрировано уже более 150 заявок от потенциальных партнёров.
Кто такой агент
Нормативно-правовая база под частичную передачуфункций ЦОНов в частные руки существует. В апреле и мае было принято три документа:
Из них следует, что агентом может стать любой гражданин Казахстана, индивидуальный предприниматель, который не судился, не привлекался и имеет в наличии ноутбук.
При этом госкорпорация обещает тщательно подходить к отбору партнёров, но уже есть прецедент, когда волонтёром Антикора стал мошенник.
Безопасность
Ключевой вопрос, на котором акцентируют внимание эксперты и депутаты, – защита персональных данных. В НПА прописаны обязанности партнёров по обеспечению защиты, но инициаторы нововведений не готовы дать гарантию, что утечек не будет.
«В структуре Госкорпорации имеется служба информационной безопасности, плюс Комитет госуслуг будет постоянно мониторить услуги, которые оказывает предприниматель. Все действия в системе оставляют цифровой след. И предприниматель не заинтересован в нарушении законодательства»,
– заверил зампред Комитета госуслуг Министерства цифрового развития Надир Курумбаев.
В Комитете заявили, что частники будут иметь доступ только к ограниченному объёму личных данных, поскольку будут всего лишь принимать документы у клиентов и выдавать конечный результат:
«ФИО, адрес проживания, абонентский номер сотовой связи субъекта являются общедоступными персональными данными при их использовании отдельно от какой-либо тайны»,
– пояснили в ведомстве.
Однако:
В Законе о банках эти данные являются банковской тайной и относятся к информации с ограниченным доступом.
В МВД фамилию, имя, отчество, год, дату рождения, национальность, сведения о месте жительства, ИИН, документы, удостоверяющие личность, также относят к данным ограниченного доступа, так как эта информация позволяет идентифицировать человека.
То есть никто не может гарантировать, что какой-либо партнёр госкорпорации, разочаровавшись в бизнесе «на сопутствующих услугах», не найдёт способ слить личные данные, которых вполне хватает мошенникам.
Мировой опыт
Инициаторы передачи госфункций частникам привели в пример Индию, где аналоги ЦОНов полностью частные, государственный только Единый центр обработки данных.
При этом они, видимо, не владеют информацией, что, по данным британской компании Comparitech за 2024 год, при среднем мировом уровне в 39% телефонному мошенничеству подвергались 68% населения Индии.
Фото: inbusiness.kz
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ