О проблеме отторжения казахстанских детей от чтения телеграм-канал Аyel писал в прошлом году. А недавно медиапортал «Караван» опубликовал интервью с семейным психологом Динарой Ахметовой. Она считает, что нежелание молодых людей читать грозит неконкурентоспособностью.
«Не может сегодня стать хорошим специалистом тот, кто не имеет широкого кругозора, богатого воображения и находчивости. Наших нежелающих читать молодых на рынке с успехом будут заменять специалисты из других стран на нашем же рынке», – сказал она.
Конечно, книга нужна ребёнку не только для расширения кругозора. Ребёнок растёт в языковой среде, и чем ловчее он управляет возможностями языка, тем интереснее ему жить. За книгой читатель путешествует, перевоплощается в понравившихся героев, ведёт внутренний диалог с персонажами и с автором. Это позволяет за один вечер прожить сразу несколько жизней, набраться опыта на чужих ошибках и успехах.
Автор Ayel, журналистка и писательница Елена Мамонтова рассказала, что надо сделать, чтобы чтение перестало быть «унылой обязаловкой».
Интрига
Выразительно читаете ребёнку вслух интересную книгу. Но только действительно интересную, такую, чтобы даже вам её было сложно отложить. На самом захватывающем месте говорите: «На сегодня хватит. Спокойной ночи!». Откладываете книгу на видное для ребёнка место и уходите. Велика вероятность, что нелюбитель чтения достанет книгу и, освещая страницу телефонным фонариком, узнает, чем же там всё закончилось.
Запретный плод и семейная конкуренция
Приносите новую книгу и говорите: «Это – для меня! Даже не вздумай к ней прикасаться. Ещё не дорос до такой книги!». Моя младшая дочь в таких случаях немедленно тянулась к запретной книге и прочитывала от корки до корки. А я время от времени канючила: «Зачем ты её взяла? Я первая хотела прочитать!». Тут можно пойти на компромисс и договориться почитать книгу по ролям. Получится настоящий семейный театр.
Книжная змея и литературные ящики
В Германии учителя практикуют специальные книжные «трюки».
Школьникам раздают карточки, на которых отмечены дни и «десятиминутки чтения». Если ребёнок 10 минут в день читал вслух, родитель делает отметку на карточке (галочку, подпись, наклейку). Когда отметок накопится десять и листок закончится, это будет означать, что ребёнок начитал уже целых 100 минут! Карточка возвращается учителю, а школьник получает взамен «жемчужину» (бусину). Но это ещё не всё! Бусина надевается на специальную верёвочку длиной в окружность детского запястья. Когда верёвочка полностью заполняется бусинами, она становится браслетом или, по-другому, «книжной змеёй». Коллекционируя «жемчужины», немецкие школьники достигают впечатляющих результатов в чтении.
Для ребят постарше организуют «литературные ящики». Их заполняют книгами из домашних библиотек. Причём это могут быть книги разного уровня сложности, от малышовых до подростковых. В классе раз в неделю устраивают час самостоятельного чтения или чтения в парах, когда дети, слушая и поправляя друг друга, совершенствуют мастерство (как внимательного слушателя, так и хорошего читателя).
Кстати, часто бывает, что дети не любят читать, потому что боятся ошибиться. Канал «Что там у немцев» передаёт любопытные способы развить у детей, для которых чтение – это стресс, читательские навыки.
В некоторых школах Германии на уроки приглашают специально обученных собак-слушателей. Собака никогда не сделает замечание, не отобьёт желание читать. Она даже сама выберет книгу, ткнув в неё носом. Есть и другой вариант: читатели идут к приютским котам. Такая кототерапия практикуется в Берлине.
Инопланетянские слова и читательские дневники для родителей
В английских школах детям предлагают читать слова «на языке пришельцев». Английское чтение сложное: много дифтонгов, диграфов, особенностей чтения открытых и закрытых слогов. А чтобы дети не терялись при виде сложных незнакомых слов, им предлагают поиграть в инопланетян: вообразить себя пришельцем и прочесть ненастоящее слово по всем правилам английской грамматики. Так юные читатели избавляются от страха перед ошибками.
На следующем этапе школьники самостоятельно выбирают книжки. Но искусство чтения всё время усложняется. А за прогрессом следят родители. Есть специальные читательские дневники, в которых взрослые отмечают настроение, с которым ребёнок читал книжку, выразительность и скорость чтения и успехи в пересказе прочитанного и ответах на вопросы.
«Ужастики» и комиксы как помощники
Руководитель литературной студии в Сербии поделилась секретами мотивации ребят читать книги. Её тактика – следовать детскому интересу. Хотят дети читать комиксы – отлично. Пусть развиваются в чтении в этом жанре. Жаждут пощекотать нервы? Нет проблем! Сейчас на книжном рынке полно страшилок на любой возраст, с любой концентрацией адреналина (здесь обязательно соблюдаем возрастной ценз!). Однако не стоит оставлять юного читателя одного со столь эмоциональной литературой. Даже если это просто сказка, обсудите прочитанное, проговорите вслух пережитые эмоции.
Книжный питчинг и книжное бинго
Нидерландский сайт для учителей рекомендует «Книжное бинго». Это игра по типу привычного нам лото. Но заполнено оно не числами, а всем тем, что имеет отношение к книгам: жанрами книг, темами книг, фамилиями авторов книг или названиями книг. Можно предложить для начала ребятам «заполнить» (то есть прочитать и вычеркнуть) только один ряд (по горизонтали, по вертикали или наискосок). А потом постепенно одолеть всю карточку. Кто первый это сделает, торжественно кричит «Бинго!» и получает приз.
Книжные питчинги сродни нашим сообщениям о прочитанных книгах. Но гораздо увлекательнее. Это заразительная «реклама» книги. Рассказать нужно так, чтобы всем захотелось её прочесть. Питчинг можно дополнить буктрейлером (видеоролик с презентацией книги, некоторые подростки превращают эти ролики в небольшое захватывающее кино). Или просто прочесть вслух интересный фрагмент.
Громкие чтения
Такой формат бесед о книгах распространён в странах СНГ и особенно в России и в Казахстане. Проводить «Громкие чтения» можно в классе, в библиотеке, в летнем лагере и дома, для всей семьи. С книгой сначала знакомится организатор «чтений»: внимательно читает, отмечает значимые места, выделяет отрывки, которые хотел бы прочесть ребятам вслух. После каждого фрагмента происходит обсуждение. Для успеха вопросы по книге ведущему лучше подготовить заранее. Так слушатели постепенно погружаются в сюжет книги, раскрывают тайны её подтекстов, знакомятся с героями и заражаются желанием прочесть её целиком. А ещё – учатся анализировать прочитанное, подходить к тексту критически.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz