На начало 2024 года, по данным Нацбанка, 1,6 млн казахстанцев имели проблемные задолженности перед финансовыми организациями (просрочка свыше 90 дней) на сумму 1,7 трлн тенге.
При этом зафиксирован стремительный рост активности коллекторских агентств. По информации аналитиков, в 2023 году объём услуг коллекторов вырос сразу на 66%, достигнув 29,5 млрд тенге. В 2022 году рост составлял всего 22%.
Причина возросшей активности коллекторских агентств связана с новым законопроектом, в случае приятия которого коллекторская деятельность попадёт под ряд жёстких ограничений. В частности, будет введён двухлетний мораторий на продажу долгов банками и МФО коллекторам.
Проблема в том, что с ростом активности коллекторов растёт и количество нарушений. Так, в 2023 году коллекторские агентства были оштрафованы на 22 млн тенге, а 84 агентства лишились лицензии.
Законопроект, история появления которого насчитывает без малого три года, сейчас находится в сенате. Столь долгое его рассмотрение мажилисом во многом может быть связана с мощным лобби. Во всяком случае, с 2022 года периодически в СМИ появляются статьи с основным посылом – «коллекторы не так страшны, как о них думают, существующих законов вполне достаточно, и любое вмешательство в их деятельность обрушит финансовую систему страны».
Пока неизвестно, сколько законопроект пролежит в сенате (мажилис принял его 1 апреля 2024), поэтому, учитывая возросшую активность коллекторов, следует знать действующее законодательство, чтобы чувствовать себя уверенно в разговоре с ними.
Памятка потребителя
Согласно Закону о коллекторской деятельности и ряду других подзаконных актов:
При каждом контакте сотрудник агентства должен назвать ФИО, сообщить наименование коллекторского агентства и кредитора, назвать сумму и структуру задолженности и предупредить о последствиях невыполнения обязательств.
Коллекторское агентство должно присутствовать в специальном реестре Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Кроме того, потребовав выполнение этого пункта и записав разговор, будет проще подать жалобу на действия сотрудника агентства. При этом не забудьте предупредить, что вы записываете разговор.
Коллекторы не имеют права блокировать банковский счёт, арестовывать имущество и проводить опись имущества.
Это компетенция частного судебного исполнителя.
Законом предусмотрено только пять способов взаимодействия сотрудников коллекторского агентства с должником и (или) его представителем:
телефонные переговоры,
личные встречи,
почтовые уведомления,
текстовые, голосовые и иные сообщения по сотовой связи,
взаимодействие посредством сети Интернет.
Что запрещено делать коллекторам?
Распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц.
То есть нарушением Закона будет звонок коллектора вам на работу, родственникам или знакомым. И если вы сами не являетесь должником, можно смело обрывать разговор.
Оказывать давление путём угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника, его представителя, третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающего должника к выполнению обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита.
При попытке подобного давления надо обратиться в правоохранительные органы. Но это имеет смысл только при получении прямых угроз или психологического давления, которое вы смогли так или иначе зафиксировать.
Вводить лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности.
В случае задолженности и продажи долга коллекторам необходимо обратиться к кредитору за информацией о точной сумме долга.
Лично принимать деньги, а также иное имущество в счёт погашения задолженности, равно и требовать возмещения долга иным имуществом за исключением случаев, когда коллекторское агентство само является кредитором.
Временные рамки
Коллектор имеет право звонить должнику не чаще трёх раз в день, но только с 8:00 до 21.00. При этом коллекторы не имеют права звонить с чужих номеров, так как все телефонные номера коллекторских агентств для контактов с должниками официально зарегистрированы в АРРФР.
Личные встречи можно проводить по месту жительства или регистрации должника, либо в офисе коллекторского агентства не больше трёх раз в неделю и только в будние дни с 8.00 до 21.00.
Куда жаловаться?
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, которое проведёт проверку на соблюдение организацией законодательства.
Национальную палату коллекторов Казахстана Stop-collector.kz.
Как избежать внимания коллекторов?
В течение 20 дней с момента выхода заёмщика на просрочку банки и МФО должны уведомить его о наличии просрочки, необходимости её погашения и праве заёмщика подать заявление на реструктуризацию займа. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам, который действует с 1 октября 2021 года.
Если со стороны заёмщика не были приняты соответствующие меры по погашению просрочки или не было подано заявление на реструктуризацию займа, финансовая организация может передать долг для взыскания коллектору.
Фото с сайта shutterstock.com/ fizkes
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ
Commentaires