top of page
Поиск
  • Фото автораAyel

Что если ваш ребёнок стал буллером и как влияет этот опыт на взрослую жизнь


«Избил до смерти подростка: восемь лет заключения получил школьник из Актобе», «Ученика избили в школе в Костанайской области», «Шестиклассник попал в больницу после избиения в школе Актобе», «Школьники засняли издевательства над третьеклассником в Экибастузе» – это лишь несколько статей, которые выходят среди первых в поиске об избиении в детских учреждениях Казахстана. Буллингу в нашей стране подвергается каждый пятый подросток. По данным исследования Национального центра общественного здравоохранения, 20% подростков хотя бы один раз принимали участие в травле. Но проблема распространена по всему миру. Например, по данным ежегодного опроса Youth Right Now, более 40% американских детей и подростков заявили, что подвергались буллингу в школьных кампусах в 2023 году. При этом, согласно статистике YRN, за последние пять лет число детей, переживших буллинг и травлю, выросло на 14%. В Англии каждый пятый ученик или ученица сталкивались с буллингом в учебных заведениях. Социологи также отмечают, что дети с особыми потребностями в два раза чаще страдают от травли и насилия в школах.


Буллинг – это форма насилия в учебных заведениях среди детей и подростков. Существует чёткое разделение на виды травли: преднамеренное агрессивное поведение и многократный буллинг в контексте дисбаланса власти. Есть важное различие между буллингом и агрессией. Например, если драка происходит между детьми или подростками одинаковой силы (социального статуса, возраста), то это форма агрессивного поведения и буллингом не является.


Телеграм-канал Ayel поговорил с Алтыншаш Матевой, психологиней сервиса по подбору психологической помощи Harmonia.kz, о причинах буллинга, о том, как можно понять, что ребёнок стал буллером, и влиянии этого опыта на взрослую жизнь.


Какие бывают причины буллинга в детских учреждениях?


«Нужно разделить педагогические, медицинские и психологические аспекты. Среди последних мы выделяем проблемы в семье как у буллеров, так и у пострадавших. Ведь если подросток или ребёнок проявляют насилие по отношению к сверстникам или тем, кто младше, то можно говорить об искажённом воспитании в семье. В таких моделях присутствует повышенный уровень агрессии и эгоцентризма. Если говорить о тех, кто подвергается буллингу, то можно выделить отсутствие доверия в семье, насилие в отношении матери, недостаток любви и многое другое», – отмечает Алтыншаш.  


Среди медицинских, по словам специалистки, выделяются: проблемы с речью (заикание, шепелявость), задержки развития, проблемы со зрением.


Среди педагогических аспектов:


«Например, учитель может как не замечать травлю, так и становиться инициатором – разделение на любимчиков и ненавистных, богатых и бедных и так далее».


Алтыншаш Матева также считает, что просмотр агрессивных фильмов тоже может плохо влиять на ребёнка:


«Даже несмотря на то, что родители стараются воспитывать с точки зрения общепринятых норм морали, просмотр агрессивных фильмов, бесконтрольное времяпровождение в Сети делают своё дело. Ребёнок может впитывать совершенно другие убеждения».


Почему дети часто становятся на сторону буллера?


«На это есть несколько причин: страх оказаться на месте подвергающегося буллингу; низкое развитие ценностных ориентаций; желание быть ближе к «лидеру» и быть признанным им. Дети, к сожалению, перенимают культ власти, который свойственен взрослым. И в этом есть наша основная вина».


Как должно реагировать учебное заведение на случаи буллинга?


«Агрессор или пострадавший формируются в семье, но в учебных заведениях они продолжают развиваться в этих ролях. В этом и парадокс. Педагоги должны уметь работать и поддерживать детей разных категорий, в том числе, девиантных. Поэтому они тоже несут ответственность за поведение ребёнка в стенах их учреждений. Руководство должно быть принимающей, слышащей и видящей стороной».


Мой ребёнок буллит других. Как реагировать?


«Иногда родителям сложно признать проблему, хочется защитить своего ребёнка. Но склонность к агрессии можно заметить и дома. Например, высокомерное поведение с близкими, низкая самокритика, снижение успеваемости и обесценивание привычных или любимых вещей/занятий. Хочу заметить, что это далеко не полный список того, что всплывает на поверхность, когда ребёнок становится склонным к буллингу. Часто бывает так, что родители вообще обращают на эти сигналы внимание только после жалоб от учителей или родителей других ребят», – подчёркивает Алтыншаш Матева.


По мнению психологини, в таком случае нужно выстраивать работу с психологом:


«Ребёнку будет необходим комплекс мер по коррекции имеющегося состояния. Специалист направит ребёнка, поможет ему научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Склонность к издевательствам, к примеру, можно рассматривать со стороны лидерских качеств, которые нужно развить, но необходимо направить поведение ребёнка в нужное русло. Здесь на помощь приходит специалист».


Какие последствия для буллера и того, кто подвергался травле?


«Для буллера агрессия становится нормой, соответственно, формируется некий поведенческий паттерн. Во взрослой жизни может проявляться как решением проблем силой, вымогательствами, взятками, обесцениванием других людей и их права на жизнь. Это всё транслируется не только во внешний мир, но чаще всего направляется на членов семьи. Для пострадавшего от буллинга тоже много последствий. Например, неуверенность в себе, страхи, безинициативность, склонность к одиночеству. В обоих кейсах буллинг может стать причиной зависимого и асоциального поведения», – говорит Алтыншаш Матева.


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

コメント


bottom of page