top of page

Что стало с бизнес-активами Рыскалиевых в Казахстане

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 20 дек. 2024 г.
  • 4 мин. чтения

В конце ноября Русская служба Би-би-си сообщила о разворачивающемся в Лондоне судебном процессе над гражданами Болгарии. Их подозревают в шпионаже в пользу России. По данным прокуроров, одним из объектов интереса группы был бывший аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, скрывающийся за рубежом с 2012 года. Для слежки за ним в Лондоне болгары, якобы, использовали такси, водителей сервиса доставки еды и автомобиль, замаскированный под машину Национальной службы здравоохранения.


В минувшем феврале имя экс-акима внезапно «всплыло» в казахстанском инфополе:  в открытом доступе появилась фотография Рыскалиева с бывшим руководителем АП, соратником Назарбаева, Асланом Мусиным (они вместе сфотографировались в Лондоне). В Генпрокуратуре тогда отметили, что отечественные правоохранители не могут требовать от Британии выдачи заочно осужденного чиновника из-за отсутствия соответствующих двусторонних соглашений. В чем обвиняют братьев Рыскалиевых на родине, рассказывал телеграм-канал «Политпросвет.kz». Причиненный им и его подельниками ущерб государству оценивают в 71 млрд тенге.


Несмотря на эту внушительную сумму, четыре года назад Верховный суд по настоянию Генпрокуратуры вынес сенсационное решение и вернул Рыскалиевым часть конфискованного ранее имущества. Наш редактор Маргарита Бочарова изучила список возвращенного и рассказывает о судьбе попавших в него отечественных компаний. Оказалось, никакого передела собственности опальных политиков за прошедшие годы так и не произошло.


В списке бездействующих


В резолютивную часть постановления Верховного суда от 16 июня 2020 года вошли 16 казахстанских компаний в форме ТОО. Пять из них в настоящее время официально отнесены к бездействующим, еще шесть не имеют налоговых отчислений вовсе или не делают их в последние годы, две фирмы обнаружить в бизнес-реестрах и вовсе не удалось.


По данным Adata.kz, найденные нами компании так и остались в полной или частичной собственности Бергея Рыскалиева и осужденных вместе с ним лиц — Рустема Альбакасова и Ерболата Избасара. Единственный нюанс же заключается в том, что доли членов ОПГ в этих бизнесах до сих пор арестованы. Вероятнее всего, это связано с непогашенным перед государством и другими контрагентами материальным ущербом.


Нефтяной бизнес Аманжана Рыскали


Одной из компаний, продолжающих работу по сей день, является ТОО «Батыс-Мунай». Фирма отличается от прочих действующих бизнес-активов Рыскалиевых самыми значительными налоговыми отчислениями: с 2015 года она перевела в органы госдоходов 2,3 млрд тенге. В последние годы её отчисления находятся на уровне 50 млн тенге в год. Предприятие занимается предоставлением услуг, способствующих добыче нефти и природного газа, и зарегистрировано в Актобе.


В решении Верховного суда указано, что в уголовном деле отсутствуют доказательства причастности «Батыс-Мунай» к преступной деятельности ОПГ. На момент судебного процесса учредителями компании были АО «СПК «Актобе» (22,5%), экс-мажилисмен Аманжан Рыскали (22,5%) и гражданка КНР Го Юй (55%). В 2020 году из состава учредителей вышла лишь социально-предпринимательская корпорация, а на долю Рыскали был наложен арест в сентябре 2019 года.


В апреле прошлого года более сотни рабочих «Батыс-Мунай» вышли на забастовку с требованием повышения зарплаты на 100% (ежемесячно они, якобы, получали порядка 200 тыс. тенге). После вмешательства областной инспекции труда решение о поэтапном повышении зарплаты было принято буквально в течение суток. По данным Adata.kz, в настоящее время в штате компании официально состоят 45 человек, средняя зарплата которых составляет 420 тыс. тенге.


Бизнес-активы Бергея Рыскалиева


У экс-акима Атырауской области в Казахстане осталось четыре действующих компании — две самостоятельные и две «дочки» фактически неработающего с 2018 года ТОО «АЕ и К». В последнем доля Рыскалиева арестована с августа 2020 года.


Судя по налоговым отчислениям за последние десять лет, наиболее успешной из четырех является ТОО «А-Полиграфия» (255,2 млн тенге налогов с 2015 года). У компании есть два земельных участка и имущество, а специализируется она на аренде и управлении собственной недвижимостью. Тем не менее, сейчас у нее большие проблемы: в рамках исполнительных производств она выступает должником на 687,8 млн тенге.


Примечательно, что до 2022 года «А-Полиграфия» даже участвовала в госзакупках и как поставщик выиграла контрактов на 95 млн тенге. Уже после приговора Рыскалиевым компания, например, сдавала помещения ТОО, которое выпускает и печатает областные госгазеты «Ақтөбе» и «Актюбинский вестник». В 2022 году из состава учредителей «А-Полиграфия» вышли АО «СПК «Актобе» и члены семейства Аслана Мусина, включая и его самого.


Сегодня Рыскалиеву формально принадлежит 45% компании, однако на эту долю в августе 2020 года был наложен арест. А в решении Верховного суда и вовсе указано, что право на эту часть компании еще в 2007 году перешло родному брату Бергея Сергею Рыскалиеву.


Другая компания — ТОО «Мультисеть»  занимается в Актобе арендой и эксплуатацией арендуемой недвижимости. С 2015 года она уплатила налогов на 249,1 млн тенге, причем отчисления достигли максимума в 2022-2023 годах. Фирма располагает земельным участком, имеет незначительную задолженность по налогам и фактически принадлежит трем физическим лицам, включая Бергея Рыскалиева. Доля последнего, судя по постановлению Верховного суда, через «АЕ и К» не превышает 11%. Из числа конфискованных этот актив был выведен потому, что с момента создания управлялся «бизнес партнерами – соучредителями, без какого-либо фактического вмешательства осужденных и их родственников».


По той же причине Рыскалиеву и его партнеру по «АЕ и К» Ерлану Кожахметову суд вернул полный контроль над ТОО «ДАН+». За последние десять лет компания перевела налоговикам порядка 55 млн тенге. Она распоряжается собственной землей и имуществом, официально представляет собой гостиницу под названием «Азия». У нее не слишком высокий рейтинг и чрезвычайно противоречивые отзывы, последние из которых датированы 2022 годом. По данным из 2ГИС, здесь также работает лаунж-бар с танцполом, сауна, компьютерный клуб и клуб для любителей игры в «Мафию».

 

Наконец, по сей день в Актобе работает ТОО «Алико», занимающееся арендой и управлением собственной недвижимостью. Предприятие имеет незначительный опыт участия в госзакупках до 2022 года включительно, и с 2015 года перечислило налоговикам почти 45 млн тенге. 45% фирмы формально остаются у Бергея Рыскалиева, хотя эта доля и арестована с августа 2020 года. Два года назад состав учредителей (как и в случае с «А-Полиграфия») покинули четыре члена семьи Аслана Мусина, в 2017 году из него вышло и АО «СПК «Актобе».


Отметим, кроме Генпрокуратуры, подавшей протест в Верховный суд в 2020 году, ходатайство в адрес судебной коллегии тогда оформило и ТОО «Алико». В нем бывший директор и соучредитель фирмы призвали судей отменить конфискацию имущества компании. «Органом досудебного расследования не представлено доказательств того, что конфискованное имущество ТОО «Алико» приобретено на средства, добытые преступным путем, а также в результате преступных действий Рыскалиева Б.», — так они мотивировали свои требования. Как мы теперь знаем, ходатайство было полностью удовлетворено.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
Активы и связи Мурата Боранбаева

Родной брат казахстанского миллионера и бывшего свата Дариги Назарбаевой Кайрата Боранбаева  был объявлен в розыск в 2022 году. Его...

 
 
bottom of page