В Алматы за неполные две недели покончили жизнь самоубийством четыре девочки. После трагедии, которая произошла в субботу, 21 сентября, казахстанский суицидолог и психолог Светлана Богатырёва написала в своём фейсбуке о том, что общественный резонанс тоже может убивать, упомянув «синдром Вертера».
Что это такое?
Эффект (синдром) Вертера – это явление, при котором публичные сообщения о самоубийствах, особенно в средствах массовой информации, могут привести к росту случаев самоубийств среди людей, которые получают доступ к этой информации. Эффект назван в честь романа Гёте «Страдания юного Вертера» (1774), в котором главный герой кончает жизнь самоубийством. После публикации книги в Европе наблюдался всплеск самоубийств, многие из которых были похожи на описанные в романе.
Эффект Вертера относится к социальным явлениям «имитационного самоубийства», когда уязвимые люди, вдохновлённые новостями или рассказами о самоубийствах, решаются на этот поступок. В современном контексте эффект Вертера обычно связан с освещением самоубийств знаменитостей или трагических новостей, где описываются способы или мотивы самоубийства.
Социолог Дэвид Филлипс был одним из первых, кто эмпирически исследовал этот феномен. В его работе отмечалось, что после освещения самоубийств в крупных медиа увеличивалось количество суицидов среди населения. Филлипс провёл анализ данных о самоубийствах в США с 1947 по 1968 год и нашёл, что через 10 дней после того, как самоубийство становилось публичным, показатели самоубийств значительно возрастали на 2,51%. Филлипс также отметил, что самоубийства чаще происходили, если в медиа подробно рассказывались методы и мотивация погибшего.
В дальнейшем другие учёные изучали самоубийства знаменитостей и их влияние на общество. Исследователи обнаружили, что после самоубийства известных людей уровень самоубийств непременно возрастал. Так, в 2014 году после смерти известного актёра Робина Уильямса был зафиксирован рост самоубийств на 10% в США.
Обсуждается в контексте эффекта Вертера и влияние некоторых фильмов и сериалов. После выхода первого сезона сериала Netflix «13 причин почему» в США был зафиксирован рост числа самоубийств среди подростков на 28,9%. Особенно сильное влияние этот эффект оказал на возрастную группу 10-17 лет.
По словам учёных, подростки наиболее восприимчивы к историям, которые упрощают проблему и в то же время романтизируют образ умершего.
В 2021 году мета-анализ 50 исследований, касающихся эффекта Вертера, выявил, что публикации, которые нарушали рекомендации по этическому освещению самоубийств, увеличивали вероятность роста случаев самоубийства на 13%.
Для предотвращения эффекта Вертера ВОЗ и другие организации по вопросам психического здоровья разработали рекомендации для журналистов и медиа по освещению самоубийств:
Избегать сенсационности.
Не описывать детали методов самоубийства.
Подчёркивать, что помощь доступна, и указывать контакты кризисных центров.
Избегать романтизации или героизации лиц, совершивших самоубийство.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz