top of page

«Қазақстан темір жолы» и его долгий путь к инвесторам

Фото автора: Shishkin_likeShishkin_like

В этом году должно произойти первичное размещение акций (IPO) АО «НК «Қазақстан темір жолы» на рынке ценных бумаг. По крайней мере, именно 2025 год на сайте АО «Самрук-Қазына» указан в качестве срока проведения PR-кампании и открытия книги заявок. Наш редактор Маргарита Бочарова собрала всю доступную на сегодня информацию о грядущем IPO и рассказывает, почему в ближайшие месяцы казахстанцам, скорее всего, не стоит ожидать выхода КТЖ на биржу.


С каких пор КТЖ планируют вывести на IPO?


Об участии нацперевозчика в «народном IPO» публично говорят, как минимум, с 2012 года. Тогда, правда, речь шла о выводе на рынок дочерних компаний КТЖ и приватизации тех видов деятельности, которые не относятся к «госструктуре железных дорог». Планировалось, что первичное размещение состоится в 2014 году. Однако когда подошёл срок, был озвучен новый дедлайн: тогдашний глава «Самрук-Қазына» Умирзак Шукеев сообщил, что 10% акций КТЖ станут доступны гражданам в 2016 году.


IPO в 2016 году так и не случилось, а в 2018-м стало понятно, что подготовка к выходу компании на рынок затянется. В фонде «Самрук-Қазына» заявили, что в отношении КТЖ и прочих нацкомпаний «ведётся работа по определению ключевых параметров возможных IPO, которые планируется провести в 2019-2020 годах». В 2020 году срок проведения IPO перенесли на 2023 год, а когда и он наступил, появилась последняя актуальная дата – 2025 год.


Последний перенос случился из-за того, что два года назад не произошло «значительного улучшения финансового состояния компании до уровня, достаточного для проведения IPO». Отметим, ещё в 2013 году бывший премьер-министр Аскар Мамин уверял, что показатели КТЖ говорят о том, что компания станет беспроигрышной на платформе «народного IPO».

 

Что сегодня говорят о дате выхода КТЖ на IPO?

 

Ничего определённого. «…точные сроки и структура проведения IPO будут определены по мере завершения процедур по предпродажной подготовке с учётом рекомендации независимых консультантов в лице инвестиционных банков, а также при условии благоприятной рыночной конъюнктуры», – цитирует LS полученный ими на прошлой неделе ответ из «Самрук-Қазына». При этом в фонде добавили, что из-за постоянно меняющейся среды детальная оценка конъюнктуры на рынках ещё не проводилась.

 

Судя по сообщениям в СМИ, в январе на расширенном заседании правительства председатель «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов тоже не озвучил конкретных сроков. Он лишь отметил, что фонд сохраняет курс на передачу активов в конкурентную среду и все ещё планирует IPO КТЖ.


Несмотря на это, в публичном пространстве продолжает звучать 2025 год. В сентябре прошлого года глава КТЖ Нурлан Сауранбаев хоть и признавал, что «это очень сжатый срок», но выразил надежду, что нацперевозчик успеет подготовиться. «…была привлечена группа консультантов, они готовят компанию», – подчеркнул он. В феврале о том, что КТЖ выйдет на IPO до конца 2025 года, сообщила и заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева.


Между тем аналитики и эксперты не советуют спешить с первичным размещением. Такое мнение в конце 2024 года, в частности, выразил исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) Данияр Темирбаев. «IPO КТЖ так долго откладывалось, что лучше не бежать перед паровозом. Сейчас важнее не само по себе IPO, а то, как оно будет проведено. Успеют ли сделать make up, чтобы компания стала привлекательной для портфельных инвесторов?» – говорит он.

 

Как власти планируют повысить привлекательность КТЖ для инвесторов?

 

Из опубликованного на сайте «Самрук-Қазына» лаконичного тизера следует, что инвестиционную привлекательность КТЖ определяют, главным образом, транзитные грузовые перевозки. Именно они, как утверждается, формируют для компании валютную выручку. В начале февраля стало известно, что из Министерства транспорта премьер-министру направлено предложение о том, чтобы срочно законодательно закрепить за КТЖ исключительное право на обеспечение транзитных перевозок грузов по территории республики.


Ранее с критикой в адрес этой инициативы выступал один из основных конкурентов КТЖ на рынке грузоперевозок – ТОО «Dar Rail». В компании считают недопустимым выстраивать стратегию выхода компании на IPO «на создании искусственных конкурентных преимуществ для потенциального частного инвестора». Кроме этого, там указывают на то, что эксклюзивное право на грузоперевозки противоречит требованиям Предпринимательского кодекса и расходится с нормами, действующими в рамках Евразийского экономического союза.

 

Пересмотр тарифов в сторону увеличения – ещё одна задача для повышения инвестиционной привлекательности КТЖ. В сентябре прошлого года об этом говорил глава компании Нурлан Сауранбаев: «Объём есть, нужна гарантия, нужен только тариф для рентабельности». По его словам, до 70% грузов перевозится ниже себестоимости, и КТЖ фактически субсидирует смежные отрасли экономики за счёт своих низких тарифов. Кроме этого, государство никак не возместило компании затраты на крупные инвестиционные проекты.

 

При этом повышение тарифов в сфере железнодорожного транспорта происходит регулярно. Телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука» отмечал, что в начале прошлого года стоимость услуг магистральной железнодорожной сети (МЖС) выросла на 5%, локомотивной тяги – на 35%. В апреле КТЖ запросила увеличение тарифа на услуги МЖС ещё на 20,3%. В мажилисе отмечали, что всего за последние восемь лет стоимость перевозок по железной дороге в Казахстане выросла более чем в два раза, при этом только в 2023 году тарифы индексировали трижды.

 

И если по эксклюзивному праву на грузоперевозки решение ещё не принято, с тарифной политикой на ближайшие годы правительство определилось. В Кабмине одобрили поэтапное повышение регулируемых тарифов отрасли на 24% в год в течение 2024-2026 годов.

 

А что намерены делать с долгами КТЖ?

 

Снижение высокой долговой нагрузки – тоже одна из важных составляющих повышения инвестиционной привлекательности нацперевозчика. Летом прошлого года во всех СМИ прогремели слова председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова об опасности дефолта КТЖ. «Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Её долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти», – отметил он.

 

В качестве решения Минтранс предлагает, чтобы фонд «Самрук-Қазына» и КТЖ создали совместное предприятие, на баланс которого и будут переданы долговые обязательства монополиста. Предполагается, что это предприятие будет владеть железнодорожными путями, имеющими признаки магистральной сети, и передавать их в аренду КТЖ либо эксплуатировать самостоятельно по инвестиционному тарифу. Об этом, в частности, сообщает Ассоциация казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков.

 

В ассоциации считают, что озвученные меры могут привести к негативным последствиям, и подчёркивают: «Такой вариант требует фундаментального пересмотра положений действующего законодательства и кардинальных изменений принципов функционирования ж/д отрасли. При этом отсутствует чёткий анализ последствий таких изменений и гарантий, что они приведут к улучшению финансовой устойчивости КТЖ и развитию инфраструктуры».

 

Какую долю КТЖ выставят на продажу в рамках IPO?

 

В рамках IPO планируется разместить не более 25% акций предприятия, рассказали в Минтрансе в ответ на запрос LS. В ведомстве также отметили, что магистральная железнодорожная сеть не будет приватизирована, а деятельность КТЖ «по-прежнему будет регулироваться госорганами».

 

Сложность заключается лишь в том, что в действующий закон о железнодорожном транспорте в 2014 году была внесена поправка, согласно которой национальному управляющему холдингу не может принадлежать менее 90 процентов, плюс одна голосующая акция национальной железнодорожной компании.

 

Эксперты указывают на риски в связи с предстоящим изменением законодательства в этой части. Расул Рысмамбетов в комментарии для inbusiness.kz напомнил, что при IPO контроль над компанией размывается, поэтому при реализации акций на рынке важно защитить стратегический актив от возможного контроля со стороны российских или китайских компаний.

 

Какие нацкомпании уже провели IPO?

 

Казахтелеком (2006 год). Средняя цена размещения в 2006 году составила 30 560 тенге, а по состоянию на 25 февраля 2025 года стоимость одной простой акции на KASE достигла 44 500 тенге. Прирост – 45,6%.


КазТрансОйл (2012 год). Компания вывела акции на рынок по 725 тенге за единицу. По состоянию на 25 февраля 2025 года стоимость одной простой акции на KASE составляет 796,5 тенге. Прирост – 9,9%.


Kcell (2012 год). Стоимость простых акций на начало торгов составляла 1 578,68 тенге за штуку. По состоянию на 25 февраля 2025 года стоимость одной простой акции на KASE достигла 3 430,29 тенге. Прирост – 117,3%.


KEGOC (2014 год). Акции компании в 2014 году можно было приобрести методом подписки по 505 тенге за единицу. По состоянию на 25 февраля 2025 года стоимость одной простой акции на KASE составляет 1 491,5 тенге. Прирост – 195,3%.


Казатомпром (2018 год). Цена предложения на бирже AIX составила 4 322,74 тенге за акцию. По состоянию на 25 февраля 2025 года стоимость одной простой акции на KASE достигла 19 250 тенге. Прирост – 345,3%.


КазМунайГаз (2022 год). Цена размещения за одну акцию составила 8 406 тенге. По состоянию на 25 февраля 2025 года стоимость одной простой акции на KASE достигла 13 649 тенге. Прирост – 62,4%.


AirAstana (2024 год). Изначально цена за одну простую акцию равнялась 1 073,83 тенге. По состоянию на 25 февраля 2025 года стоимость одной простой акции на KASE достигла 774,97 тенге. Прирост – - 27,8%.

 

При этом, по данным госстатистики, инфляция в январе 2025 года в годовом исчислении составила 8,9%. За последние три года накопленная инфляция достигла 44,9%. В конце прошлого года накопленная инфляция по сравнению с декабрем 2015 года равнялась 115,4%, а к декабрю 2010 года — 213,4%.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page