top of page
Фото автораСвидетель.kz

10 сентября вступает в силу Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»


Свидетель.KZ решил напомнить основные моменты нового закона.


Направленность


Согласно статье 1 закона, под понятие «онлайн-платформа» попадают мессенджеры, сайты и приложения любой тематики и направленности, которые предназначены для производства, распространения, размещения или хранения контента.


Исключением являются сервисы для предоставления финансовых услуг или электронной коммерции.


Действие закона не распространяется на отношения между пользователями сервисов обмена мгновенными сообщениями для личных и семейных нужд.


Инфлюенсер (блогер) – пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.


Госязык


Закон обязывает владельцев онлайн-платформы обеспечить выполнение следующих требований по вопросам использования государственного языка:


  • возможность использования интерфейса и ознакомления с пользовательским соглашением платформы, в том числе кратким изложением основных условий на казахском языке;


  • возможность автоматического перевода контента на казахский язык;


  • модерацию контента на госязыке, дабы не допустить нарушений законодательства РК.


Правовой режим


Если среднесуточная посещаемость онлайн-платформы в течение месяца составляет более 100 тысяч пользователей с территории Казахстана, необходимо назначить своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом.


Это требование не распространяется на мессенджеры, внутрикорпоративные сервисы обмена мгновенными сообщениями и службы электронной почты.


Механизм жалоб


Статья 11 обязывает владельца онлайн-платформы обеспечить возможность пользователю подать жалобу на контент, интерфейс, других пользователей, действия онлайн-платформы.

Механизм и правила подачи жалобы пользователем определяются собственником онлайн-платформы.


Собственник онлайн-платформы обязан предоставить мотивированный ответ пользователю, обратившемуся с жалобой, в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения жалобы.


Запрещенный контент


Статья 14 указывает, что именно считается противоправным контентом:


  • призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, информации, способствующей нарушению межнационального и межконфессионального согласия;


  • высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность Республики Казахстан, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами РК.


Публиковать фото без согласия


Статья 18 говорит, что при размещении и распространении контента не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:


  • если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, спортивно-массовых мероприятиях и иных публичных мероприятиях;


  • если контент содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной или публичной деятельностью данного лица, а также размещен, распространен самим лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;


  • если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.


Ложная информация


Если пользователь считает какую-либо информацию ложной, то он вправе обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием удалить такую информацию. В случае отказа пользователь вправе обратиться в суд. Об этом говорится в статье 15 закона.


Права и обязанности


Пользователи и блогеры имеют право на:


  • свободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами страны;


  • защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке;


  • обращение к собственнику онлайн-платформы или его законному представителю с требованием о соблюдении их прав, свобод и законных интересов, предусмотренных законами;


  • отказ от предлагаемых онлайн-платформами продуктов, если это противоречит их убеждениям


Пользователи и блогеры обязаны:


  • соблюдать законодательство об онлайн-платформах и онлайн-рекламе;


  • проверять достоверность размещаемого, распространяемого контента;


  • не размещать, не распространять ложную информацию;


  • не размещать, не распространять противоправный контент;


  • удалять ложную информацию, противоправный контент в случае их размещения, распространения;


  • при сборе добровольных пожертвований соблюдать требования, установленные законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


В статье 16 закона указано, что блогеры обязаны быть зарегистрированными в качестве ИП.


Штрафы за фейки


Введены штрафы за размещение и распространение недостоверной информации.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях штраф за фейк для физических лиц составляет 20 МРП (около 69 тысяч тенге), для блогеров – 30 МРП, или 103 тыс. тенге, субъекты среднего предпринимательства заплатят 80 МРП, или 276 тыс. тенге, крупные компании – 100 МРП, или 345 тысяч тенге.



Подписывайтесь на @Свидетель.kz

コメント


bottom of page