top of page

$4,7 млн выделит «Управление цифровизации города Алматы» для сбора информации о «положении дел в местах массового скопления граждан»

Фото автора: Черный лебедь, рак и щукаЧерный лебедь, рак и щука


 

Лот «Услуга видеомониторинга 3050 камер (без СХД и аналитики) для КГУ "Управление цифровизации города Алматы" опубликован на сайте госзакупок. Цена вопроса 2.429.939.873, 53 тенге.

 

Организатор закупки "Управление государственных активов города Алматы" сообщает о том, что «определена потребность в получении в режиме реального времени достоверной и полной информации о положении дел в местах массового скопления граждан. Для удовлетворения данной потребности осуществляется закуп услуг по передаче данных с камер видеонаблюдения, размещенных в общественных местах Алматы, в Единую Систему видеомониторинга. Целью закупаемых услуг является повышение уровня общественной безопасности и поддержание

правопорядка. Поставщиком должно быть обеспечено предоставление видеопотоков с 3050 камер распределённой системы общественного видеонаблюдения». Поставщик также должен собрать и вывести в ЦОД ЕСВМ видеопотоки с 4244 камер, расположенных в подъездах жилых домов Алматы.

 

При таком масштабе съёмки, учитывая подъездные камеры, возникает вопрос о том, насколько детально госорганы будут иметь доступ к информации о передвижении и активности жителей, вплоть до фактической фиксации прихода и ухода из дома.

 

Также заказчик хочет иметь возможность интеграции с системами распознавания лиц и государственных регистрационных номерных знаков транспортных средств. С одной стороны, это повышает эффективность правоохранительных органов в поиске правонарушителей. С другой — усиливает опасения относительно тотального контроля, поскольку подобные технологии позволяют отслеживать перемещения конкретных лиц или автомобилей практически в реальном времени.

 

Реальные цифры снижения преступности зависят от локальных факторов, но в целом во многих городах мира установка подобных систем способствовала снижению уличных преступлений, краж, ограблений в среднем на 10–30%, а в ряде случаев и выше. Для долгосрочной эффективности требуется комплексный подход к борьбе с преступностью.

 

Фактически создаётся масштабная инфраструктура слежения за передвижениями людей не только на улицах, но и у входных дверей в их жилище. Это может восприниматься как чрезмерное вторжение в личную жизнь.

 

В отсутствие чётких и публичных регламентов использования подобных систем существует риск, что органы правопорядка или иные структуры смогут в режиме реального времени отслеживать передвижения конкретных людей, формируя фактически базу данных о частной жизни граждан.

 

В документации есть упоминание норм информационной безопасности и использования зашифрованных каналов VPN. Но остаётся неясным, как именно будет регламентирован доступ к самим видеозаписям и кто имеет право просматривать архив. Возникает риск «внутренних» злоупотреблений (например, утечек или целенаправленного сбора информации о неугодных лицах).

 

При такого рода закупках часто побеждают крупные компании с собственной инфраструктурой связи и оборудования. Существует опасение, что в будущем город окажется «привязан» к одному поставщику (vendor lock-in), а это может привести к диктовке им условий и завышению цен на дальнейшие услуги.

 

Ваши Черный лебедь, рак и щука

bottom of page