top of page
Фото автораСвидетель.kz

5 отличий систем перевоспитания абьюзеров в Казахстане и США




 


Минздрав утвердил правила оказания психологической помощи людям, применившим насилие. Абьюзер, независимо от того, получил он тюремный срок или отделался административным наказанием, приговаривается судом к прохождению психокоррекции. Избежать её можно только при наличии инфекционных заболеваний или требующих стационарного лечения.



Тем, кто находится в учреждениях уголовно-исполнительной системы, психологическую помощь будут оказывать по месту отбывания наказания. Остальным проходить её нужно будет в поликлиниках.


 


Согласно правилам, коррекция состоит из трёх блоков:


 


Установочный – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.


 


Коррекционный – гармонизация и оптимизация личности, овладение новыми (ненасильственными) способами взаимодействия с социумом и самим собой, решение психологических проблем.


 


Оценка эффективности коррекционных воздействий – измерение (тесты, методики) динамики психологического состояния, появление позитивных (без применения насилия) поведенческих установок, реакций и переживаний, стабилизация психоэмоционального состояния.


 


В Минздраве полагают, что помощь психолога поможет абьюзерам справиться со своими внутренними проблемами, и после коррекции многие из них больше не будут применять насилие в семье.



Однако ни в правилах, ни в законе о защите женщин и детей, недавно подписанном президентом, не учтено несколько моментов. Поэтому «Свидетель» решил сравнить отечественную психокоррекцию абьюзеров с подобной в США, где эта мера борьбы с бытовым насилием существует с прошлого века и отточена до тонкостей.


 

США – курс длится от полугода до года Как считают власти, полгода – это минимальный срок, за который психолог сможет добиться эффекта или понять бесполезность психологической помощи.



Казахстан: длительность курса – от 3 месяцев до года.





США – занятия с психологом проводятся исключительно индивидуально и под контролем сотрудников полиции. Они наблюдают через непрозрачное стекло за ситуацией, и если пациент проявит агрессию, практически мгновенно приходят на помощь психологу.



Казахстан – коррекцию проходят индивидуально или в группах, в обычном кабинете обычной поликлиники. О необходимости защиты психологов от возможной агрессии ни в правилах, ни в законе не сказано.





В США, как и в Казахстане, работу психологов оплачивают сами абьюзеры. Но в США те, кто не имеет таких финансовых возможностей, сразу отправляются в тюрьму.



В Казахстане этот момент не учтён, хотя, по данным МВД, портрет казахстанского абьюзера следующий:



мужчина от 30 до 50, который не имеет постоянного места работы, профессионального или высшего образования.



В законе не предусмотрено принудительное устройство абьюзеров на работу, для того чтобы они смогли оплачивать курс коррекции. Поэтому не исключено, что работа психолога будет дотироваться из бюджета.





В США абьюзерам строго запрещено любым способом контактировать с семьёй весь курс психокоррекции. Там считают, что до окончания курса такие контакты могут спровоцировать рецидив.



В Казахстане всё зависит от воли потерпевшего, лишь «в исключительных случаях» суд может запретить абьюзеру проживать на одной площади с семьёй сроком до 30 суток.





В США по окончании курса абьюзер снова отправляется в суд, решение которого зависит от психолога. Если специалист говорит, что клиент исправился, его отпускают к семье. Если нет, то он отправляется в тюрьму.


При этом, если по рекомендации специалиста оказавшись на воле абьюзер в течение года совершает рецидив, то психолог будет наказан вплоть до лишения лицензии.



В Казахстане ответственность психолога не предусмотрена.


 



 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

bottom of page