top of page

7 книг современных казахстанских писательниц

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 19 июн. 2024 г.
  • 3 мин. чтения



Довольно часто термин «женская» по отношению к литературе применяется как пренебрежительный. Мол, что толкового женщина может написать, кроме «розовых соплей»? Однако казахстанские писательницы готовы этот шаблон порвать.


В подборке Ayel – 7 книг наших современниц, поднимающих огромный спектр непростых тем.


  1. «Пять лет», Камила Ковязина

 

Хотя поначалу кажется, что дебют Камилы Ковязиной – ода материнству, смысловых слоёв в книге намного больше. В ней нет картиночной матери с умиротворённым младенцем на руках. Писательница готова разговаривать на темы, на которые говорить стыдно и не принято, но которые невидимым шлейфом тянутся за деторождением. Послеродовая депрессия, изменения в теле и в общении с окружающими, клеймо «мать-одиночка», мизогиния и непринятие себя и ребёнка – автор рассматривает всё это, наблюдая за тремя абсолютно разными женщинами, оказавшимися в различных ситуациях. И здесь найдётся место сестринству и поддержке, которые помогут преодолеть любые кризисы.

 

2. «Разрешённые формы любви», Меруерт Алонсо

 

Внимание к новой книге Меруерт Алонсо было приковано ещё до её выхода. Несколько типографий отказались (https://t.me/ayel_kz/1598) печатать произведение под удивительным предлогом: «Так женщины не пишут!». Несмотря на препятствия, на прошлой неделе у «Разрешённых форм любви» состоялась успешная презентация.

Писательница говорит, что главная ось книги –магический реализм, а всё, что происходит по ходу,– нормальная часть взрослой жизни и литературы. Напрашивается невольная аналогия с Маркесом, и в особенности со «Сто лет одиночества», хотя «Разрешённые формы любви» отчасти и трэвелог, и адекватная психологическая литература. «Книга о взрослении, о потерях и приобретениях. О любви, в конце концов», цитируя автора.

 

3. «Наверность», Валерия Крутова

 

«Наверность» – сборник из 37 историй, разных по содержанию, но похожих в одном: в каждой автор препарирует человеческую сущность и аккуратно передаёт читателю её хрупкие кусочки. Дебютная книга Валерии Крутовой – калейдоскоп образов и ситуаций, которые объединяют неидеальные люди. Со своими страхами, привычками, неумением говорить и слушать. Мрачные сатирические вставки как бы отделяют книгу от клишированной «женской» литературы с её чувственностью и эмоциональными качелями. Небольшой монолог разрастается в полный адреналина сюжет, перетекающий не то в авторские воспоминания, не то в кальку подслушанной у подруги истории – и так во всём.


4. «Мёд и немного полыни», Мария Омар

 

Дебютная книга Марии Омар – это почти «Поющие в терновнике», только вместо австралийских прерий – казахская степь. История нескольких поколений женщин из одной семьи в годы войн и голода. Героиням  (прототипом одной из которых стала бабушка писательницы) предстоит пережить тяжёлые исторические потрясения. Отчасти книга – автофикшн, и это помогает Марии с ювелирной точностью передать обычаи и верования её семьи. Полынь в названии присутствует не просто так: книга полна запахов, текстур и вкусов. Читаешь – и, без преувеличения, попадаешь в прошлое, приправленное казахскими традициями. Не зря ведь книга рассказывает о важности принадлежности к своим корням.


5. «С любовью, Мара», Адиля Норузова

 

С любовью, в первую очередь, к городу. Вторая часть названия «…или очень алма-атинская история» уже говорит, что это будет рассказ о золотом квадрате, о знаменитой алматинской интеллигенции середины прошлого века. Ностальгия за руку ведёт читателя по страницам: от беззаботного детства главной героини с журчащими арыками и фонтанами до всех жизненных невзгод, с которыми ей предстоит столкнуться. Город здесь – не просто локация, а полноправный персонаж – он и друг, и родственник, и утешитель. А для тех, кто застал его уже как Алматы, ещё и учебник истории.

 

6. «Однажды в Казахстане», Анастасия Нам

 

Несмотря на обманчивое название и оформленную в стиле этники обложку, книга Анастасии Нам, скорее, не имеет географии. Моббинг, а более понятно – давление на индивида со стороны группы – явление вечное. Равно как и модный сейчас термин «абьюз». Это всё –сложные вещи, разрушительно влияющие на психику. Так что «Однажды в Казахстане» – своеобразное напоминание о том, что иногда из отношений, личных или коллективных, нужно бежать, пока это ещё возможно. И сам синопсис предлагает читателю ответить: это авторское видение, смешанное с персональной травмой, или глубокая ретроспектива сегодняшнего дня?

 

7. «Правила нефтянки», Орал Арукенова 


 Первая книга Орал Арукеновой сразу после выхода в 2018 году получила премию «Литературный дебют года». Но если все предыдущие книги в подборке так или иначе касаются человеческих отношений в разрезе семьи, дружбы или романтики, то здесь – nothing personal, just business. «Правила нефтянки» – сборник рассказов о беспощадной нефтяной индустрии, где люди постепенно теряют свою человечность. Оставаясь прежними внешне, внутри они уже давно прогнили: деньги и власть не щадят никого. Но книга вовсе не о безнадёге – напротив, автор местами саркастично, местами мягко повествует о своих нерадивых героях. А личный опыт работы в этой сфере помог Орал вытащить на поверхность всё нужное, при этом оставив тонкое стилистическое послевкусие.

 

 

 ✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page