Примерно две недели назад в Алматинской области десятилетний мальчик пытался покончить с собой. Ребёнок наглотался аспирина, его в тяжёлом состоянии нашла мама и вызвала скорую помощь. Выяснилось, что причина попытки суицида – в травле, которую устроили мальчику одноклассники. В новостных пабликах, конечно, разгорелись дискуссии: «Суицид в 10 лет? В наши-то времена такого не было!», «Это всё интернет виноват. До интернета никого не травили!», «Буллинг? Мы даже слова такого не знали!», «Да, в советские годы было тяжело. Выживали, как могли. Но никого не травили, все жили дружно!». Так ли уж дружно?
Телеграм-канал Ayel вспомнил, что писали о школьной травле в литературе советских лет, как о такой литературе отзывались и что предпочитали не замечать.
Владимир Железников «Чучело»
(Повесть)
Написана в 1981 году.
Знаменитая повесть о травле в советской школе. Новенькая, странная и смешливая, Лена Бессольцева приходит в шестой класс маленького городка на реке Оке. Лена берёт на себя вину одноклассника и становится в классе изгоем с ярлыком предателя и прозвищем «Чучело».
«Сжечь ее на костре!» – закричал Рыжий. «Хватайте ее! – приказала Железная Кнопка. _ И тащите в сад!» – Она размахивала моим платьем. – «Ждите нас там. Мы скоро!». Мальчишки набросились на меня. «За ноги её! –орал Валька. – За ноги!..» Они повалили меня и схватили за ноги и за руки. Я лягалась и дрыгалась изо всех сил, но они меня скрутили и вытащили в сад. Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело, укрепленное на длинной палке. Следом за ними вышел Димка и стал в стороне. Чучело было в моём платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. Ноги сделаны из чулок, набитых соломой, вместо волос торчала пакля и какие-то перышки. На шее у меня, то есть у чучела, болталась дощечка со словами: «ЧУЧЕЛО – ПРЕДАТЕЛЬ».
Как отзывались о повести в советские годы?
Книгу называли «утрированной и преувеличенной». А когда автор предложил написанный по истории сценарий для кино, ему сказали: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране. У нас нет таких детей». Как мы знаем, фильм с Юрием Никулиным и Кристиной Орбакайте в главных ролях всё-таки вышел и имел большой успех.
Чего не замечали?
Повесть написана по реальному случаю. Племянницу Владимира Железникова весь класс несправедливо обвинил в предательстве и подверг травле.
Юрий Яковлев «Рыцарь Вася»
(Рассказ)
Написан в 1967 году.
Толстого, неуклюжего Васю одноклассники прозвали Тюфяком. Тюфяк спасает провалившегося под лёд малыша. Но подвиг присваивает себе одноклассник Васи – Димка Ковалёв, все почести на пионерской линейке достаются ему.
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через «коня» ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй».
Как отзывались о рассказе в советские годы?
Настоящий скромный герой, который в трудную минуту думает о других и не жаждет славы. А то, что Вася «тюфяк», – сам виноват, надо работать над собой!
Чего не замечали?
Васю в рассказе систематически унижали одноклассники. Даже мама, хоть и шутя, говорила о нем: «Слон в посудной лавке». Мальчик настолько смирился с унижениями, что, даже совершив подвиг, убедил себя, что на самом деле герой – не он.
Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»
(Роман-трилогия)
Написан в 1972-1974 годах
Роман о жизни шестиклассника Серёжи Каховского, который попадает в детский отряд «Эспада» и встает на защиту справедливости. Тема травли – как со стороны детей, так и со стороны взрослых – затрагивается в романе несколько раз.
Так, в первой книге «Мальчик со шпагой» Серёжа самовольно покидает пионерский лагерь после конфликта с директором – тот вскрыл и прочёл публично его письмо домой.
«– Это вы про моё письмо говорите?
– А что? – ответил директор. – Может быть, я говорю неправду?
– Значит, вы его читали?!
– Может быть, ты хочешь сказать, что я лгу? Я могу прочитать письмо на линейке.
И тогда при напряжённом молчании отрядов, в ясной вечерней тишине, когда не колышутся листья и флаги, все до единого человека услышали Серёжины слова:
– Но ведь это подлость!»
Как отзывались о повести в советские годы?
Автора критиковали за то, что его герои нарушают пионерское незыблемое «старших нужно уважать» и спорят со взрослыми.
Чего не замечали?
Взрослые персонажи, с которыми «спорят» юные пионеры, отстаивая справедливость, – это мошенники, домашние садисты, а подчас и матерые уголовники.
Андрей Богословский,
«Верочка»
(Повесть)
Написана в 1982 году
Героям этой маленькой повести всего по 9 лет. Но они тоже оказываются способны на травлю. В третий класс приходит новенькая, Верочка. У неё бледная, рыхлая кожа, она толстая, а на её лице – бородавки. А ещё у нее тяжелое заболевание сердца. Верочку дразнят одноклассники. Но один, Алеша, вроде бы, ей сочувствует и ходит в гости на чай. А потом он предает Верочку, кричит при одноклассниках: «Дура! Сволочь! У тебя волосы на ногах растут». Верочку на «скорой» увозят в больницу, из которой она уже не выписывается.
«Толстая девочка начала тихо плакать, и это сейчас же раздразнило нас всех. Все мы стали прыгать вокруг неё, кривляться, корчить рожи и вопить: «Бородавка! Бородавка!». Так потом это прозвище и приклеилось к ней – Бородавка. Да ещё и Жабой её называли иногда. А тогда она всё стояла и тихо плакала. А потом вдруг белые глаза её закатились, она дёрнулась несколько раз и мягко, боком упала на пол. Смех наш и возбуждённые движения разом прекратились. Мы сгрудились вокруг новенькой и смотрели на неё жадно и без всякого сострадания».
Как отзывались о повести в советские годы?
Практически никак. Повесть вышла в популярном в советские годы журнале «Юность» и хотя затрагивала очень болезненную тему, не вызвала шквала откликов. Возможно, читатель не поверил в то, что девятилетние дети могут быть настолько жестоки.
Чего не замечали?
Острый конфликт привёл к трагическому финалу. Совсем юный возраст буллеров – третий класс, о которых даже их учительница говорит: «И зачем я вам это говорю? Вы же ещё дети…». И наглядный пример того, как слово может в буквальном смысле «убить».
Кстати, в советских книгах не могли открытым текстом писать о травле по политическим мотивам. Взрослые и школьники издевались над детьми и внуками так называемых «врагов народа», «кулаков», священнослужителей и немецких переселенцев. Об этом можно, например, почитать в современных книгах «Сахарный ребёнок» Ольги Громовой и «Полынная ёлка» Ольги Колпаковой.
Буллинг в Советском Союзе существовал не только в художественной литературе (где, возможно, кто-то может заподозрить автора в сознательном сгущении красок). Об этом можно судить и по отрывкам из писем школьников СССР в газету «Пионерская правда» (№5 за 1928 год):
«Все ребята наделены отвратительными прозвищами, и нередко того или другого доводят до слёз. Кто нам поможет с этим покончить?»
«По сторонам коридора становятся ребята, а между ними летает несчастная жертва… Или вот группа ребят поймала двух несчастных и бьёт их головами друг о друга».
«Они обе рыжие, ребята одинаково безжалостно травят и ту, и другую. Когда кончились занятия и «рыжие» отправились домой, Егорка Котуков поймал их, и с разбитым залитым кровью лицом «полурыжая» бросилась обратно к школе».
Подводя итог, можно сделать вывод, что нельзя говорить о буллинге как исключительно о современном явлении. Он был и раньше. Только назывался иначе – травля, издевательство, унижение, мучение, доведение до слёз – сути это не меняет. И тогда, и сейчас школьная травля ломает личность и может привести к трагическому исходу.
Напомним, буллингу в Казахстане подвергается каждый пятый подросток.
По данным исследования Национального центра общественного здравоохранения, 20% подростков хотя бы один раз принимали участие в травле.
Как рассказывало Manshuq Media в спецпроекте «Стоп! Буллинг», «педагоги тоже выступают в роли лидера буллинга, особенно в регионах Казахстана. Они либо сами становятся преследователями, либо задают импульс к травле одних детей другими. Дети интуитивно чувствуют настроение педагога и, желая ему понравиться, включаются в его «игру». Такому виду буллинга подвергается почти 70% детей».
По словам исследователей Общественного фонда Verum Foundation, в Казахстане больше распространён вербальный буллинг – оскорбления, угрозы, неуважительные комментарии. «Буллинг не делится по гендерному признаку – и девочки, и мальчики подвергаются ему в равной степени».
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz