top of page

NCOC выиграл у Казахстана апелляцию по миллиардному экологическому штрафу. Рассказываем предысторию

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 6 авг.
  • 4 мин. чтения

Нефтяные транснациональные компании, входящие в North Caspian Operating Company N.V. (NCOC) и управляющие добычей на месторождении Кашаган, выиграли в апелляционном суде дело о штрафе за ущерб окружающей среде, сообщает Vlast.kz со ссылкой на Bloomberg. Казахстанское правительство оценивает причинённый консорциумом ущерб в 2,3 трлн тенге (4,2 млрд долларов США по текущему курсу). 

 

Причиной отмены предписания экологов в адрес консорциума стали «процедурные нарушения» при его вынесении. Суд не дал оценку обоснованности или необоснованности выявленных нарушений, а лишь обязал департамент экологии Атырауской области корректно завершить административную процедуру.


Суть дела


В марте 2023 года стало известно, что министерство экологии подало иск к оператору месторождения Кашаган на 5,1 млрд долларов США (по курсу на тот момент). Основанием стали выявленные департаментом экологии Атырауской области годом ранее нарушения:


➢     сверхнормативное размещение серы на складах (главная претензия);

➢     незаконная эксплуатация временной площадки хранения серной кислоты;

➢     неполное исполнение плана мероприятий по охране окружающей среды;

➢     сброс сточных вод в пруд-испаритель без соответствующей очистки;

➢     невыполнение требований из заключения государственной экоэкспертизы;

➢     несогласованное перепрофилирование шламоуловителя;

➢     сжигание неочищенного сырого газа без разрешения (842 тыс. тонн);

➢     самовольные эмиссии на испарительных ёмкостях железнодорожного комплекса в Западном Ескене.


NCOC в рамках судебных заседаний пытался оспорить каждое из выявленных нарушений. В июне 2023 года суд частично удовлетворил требования консорциума, отменив предписания об устранении некоторых нарушений (например, по хранению серы), однако большая часть претензий госэкологов была признана обоснованной. Правительство Казахстана, несмотря на это, обжаловало решение суда.


В феврале 2024 года апелляционная коллегия в Астане признала правомерными итоги проверки экологов и постановила, что NCOC не выполнил экологические требования и внёс существенное изменение в производственный процесс без предварительного проведения оценки воздействия на окружающую среду.


Сразу после процесса NCOC подал жалобу в Верховный суд Казахстана, а тот в июле 2025 года удовлетворил кассацию и вернул дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Именно она и встала на сторону консорциума, судя по последнему сообщению Bloomberg.


Как инвесторы пытались урегулировать спор


В октябре 2023 года Bloomberg сообщил, что компании-разработчики Кашагана могут обратиться в международный арбитраж по поводу экологического штрафа. Они допускают такую возможность, если им не удастся прийти к мировому соглашению с правительством республики.


То, что между сторонами ведутся переговоры, стало ясно той же осенью: инвесторы Кашагана, по сообщениям СМИ, предложили инвестировать 200 млн долларов США в социальные проекты, а также согласились сократить запасы серы до минимума. В январе 2024 года Bloomberg сообщил, что консорциум близок к заключению соглашения с правительством, которое поставило бы точку в деле об экологическом штрафе. Теперь речь шла о намерении профинансировать социальные проекты на 110 млн долларов США в ближайшие два года. Казахстанская сторона это сообщение опровергла.


Мы уже рассказывали, как в то время зарубежные медиа оценивали претензии Казахстана к NCOC. Некоторые полагали, что правительство республики пытается таким образом установить больший контроль над консорциумом. Другие издания писали, что «поведение страны» можно считать желанием увеличить поступление налогов и других доходов от разработки Кашагана.


В октябре 2024 года западные компании возобновили переговоры с правительством. Кроме дополнительных социнвестиций в предложение от консорциума, как пишут СМИ, включили создание многомиллионного фонда развития в интересах регионов присутствия и скидку при продаже сжиженного нефтяного газа казахстанским властям.


Нефтегазовый аналитик Олег Червинский напомнил тогда, что в 2014 году NCOC подобным образом выделил нацкомпании «Астана ЭКСПО-2017» 50 млн долларов США в качестве спонсорской помощи, а взамен казахстанское правительство списало ему 132 млрд тенге экологического штрафа за сжигание газа в ходе пробного запуска Кашагана.


В декабре 2024 года в казахстанском правительстве не исключили вероятность применения процедуры медиации, однако заметили, что официально власти не получали никаких предложений от разработчиков Кашагана по урегулированию экологического штрафа.


В марте этого года международный арбитраж, куда инвесторы всё-таки обратились по факту миллиардного экологического штрафа, решил, что Казахстан не должен взимать никаких сумм до окончательного рассмотрения спора. Таким образом, ходатайство Eni, Shell, Exxon Mobil и TotalEnergies было удовлетворено.


Откуда взялась такая большая сумма штрафа


Сера вызывает глобальное загрязнение атмосферы. Её выбросы, достигающие стратосферы, угрожают озоновому слою. По казахстанскому законодательству, ставка за хранение серы в открытом виде составляла 7,54 МРП за тонну (МРП в 2022 году был равен 3063 тенге). Согласно КоАП, превышение технологических нормативов влечёт штраф на юрлиц в размере 10 000% от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подробные расчёты мы приводили здесь.


При этом NCOC нашёл законные основания, чтобы настаивать на том, что обращается с серой ответственно и в рамках экологических требований. Дело в том, что в Экологическом кодексе используется два отдельных термина – «размещение» и «хранение» серы, а лимиты устанавливаются только в отношении размещения.


Другие экологические штрафы консорциума


В сентябре 2024 года стало известно, что NCOC выплатил государству в качестве штрафа более 12 млрд тенге. Среди нарушений – снова невыполнение в полном объёме плана мероприятий по охране окружающей среды, сброс неочищенных сточных вод и неисполнение требований государственной экоэкспертизы.


В январе этого года столичный суд принял ещё одно решение не в пользу консорциума, обязав взыскать с него в доход государства еще 3,5 млрд тенге за несанкционированное сжигание сырого газа на факелах.


К слову, в минувшем феврале управляющий директор NCOC предстал перед депутатами Мажилиса, которые поинтересовались у него: «Вам удобнее просто платить штрафы, чем соблюдать экологические требования?». Топ-менеджер заявил, что такой стратегии у компании нет, и ожидаемо заверил, что NCOC придерживается лучших стандартов при работе в республике.


Кто входит в консорциум


Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию (СРПСК) было подписано между Казахстаном и международным консорциумом в 1997 году. Управление проектом осуществляется через зарегистрированный в Нидерландах NCOC.

 

Сейчас доли в консорциуме распределены так:


➢     «КМГ Кашаган» (16,88%),

➢     Eni S.p.A. (16,81%),

➢     ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%),

➢     Shell Kazakhstan Development B.V. (16,81%),

➢     Total Energies EP Kazakhstan (16,81%),

➢     CNPC Kazakhstan B.V. (8,33%),

➢     INPEX North Caspian Sea Ltd. (7,56%).


Условия СРПСК являются конфиденциальными. В публичном доступе – вопреки неоднократным требованиям общественности – нет информации о механизме распределения многомиллиардной прибыли от добычи нефти на Кашагане.

 

Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page