top of page

Без коррупции, но с песнями: как футбольные специалисты из РК выживают в СУАР

  • Фото автора: Дядя Ваня
    Дядя Ваня
  • 8 минут назад
  • 4 мин. чтения
ree

С января 2025 года казахстанский наставник Эдуард Глазунов в Поднебесной возглавляет молодежную сборную Синьцзян-Уйгурского автономного района (U-18) по футболу.

 

О том, как ему живется и работается в КНР, а также, почему его нынешние подопечные без проблем закрепились бы в основе молодежной сборной РК «Дядя Ваня» узнал, поговорив с известным в прошлом нападающим.

 

С корабля – на бал

 

- Моим предыдущим местом работы был ФК «Жас-Кыран» из Алматы, где я трудился в качестве спортивного директора, - рассказывал опытный специалист. – В октябре 2024 года Южную столицу посетила делегация СУАР, с которым Алматы имеет договор о сотрудничестве в сфере физкультуры и спорта. Наши гости попросили привлечь кого-то из наших футбольных специалистов для подготовки какой-либо из трех сборных СУАР по футболу (U-16, U-18, U-20). Дело в том, что в нынешнем году в КНР проходят Китайские национальные игры. Турнир для Поднебесной очень престижный и проводится раз в четыре года. К слову, никакая из сборных данного региона никогда не входила в число призеров этих состязаний. Но китайцы прекрасно помнят, что в СУАР успешно работали наши наставники, в том числе Сергей Гороховодацкий и Бауыржан Сарсекеев.

 

В итоге из трех кандидатов после собеседования выбор пал на Эдуарда Глазунов. Руководство алматинского клуба пошло ему навстречу. Наставник подписал контракт по схеме 1+1 и с января начал работать с командой U-18. Кстати, казахстанец мог возглавить команду U-16, но в таком случае трудовое соглашение пришлось бы подписывать на более длительный срок. Кстати, по словам отечественного коуча, в Китае денег на детско-юношеский футбол не жалеют. Например, его зарплата в СУАР намного больше, чем была в Казахстане.

 

- Сейчас в моем тренерском штабе работает 10 человек, - продолжает Эдуард Глазунов. - Он интернационален: есть уйгуры, китайцы, среди которых, кстати, бывший подопечный Гороховодацкого. А переводчик даже учился в КазНУ им. Аль-Фараби и профессионально занимался конькобежным спортом. Со временем мне удалось пригласить в команду еще двух и казахстанцев. Руслан Барзукаев работает моим помощником, а Самат Отарбаев - специалистом по вратарям. И никто не говорит, что у меня раздутый штат.  

 

В СУАР казахи не на последних ролях

 

По словам нашего специалиста, по приезду на новое место работы, он был очень удивлен прекрасной физической форме местных игроков. И это – в январе! Первое время у новоиспеченного наставника сборной U-18 возникали даже опасения, что его подопечные «поймают спад» к началу турнира, который стартовал в мае. Но все обошлось – двухразовые ежедневные тренировки и регулярные занятия в тренажерном зале дают свой постоянный эффект.

 

Китайцы - очень дисциплинированы и беспрекословно выполняют указания тренера. Вечером футболисты сдают мобильные телефоны, утром – получаю обратно. После подъема - обязательное пение национального гимна. Поход в столовую – строем. Иногда даже с песней. Самое суровое наказание – не штраф, а отчисление из команды. И это не случайно, ведь кроме футбола в большинстве своем юные дарования ничего не умеют делать, а этот вид спорта не особо популярен в КНР и в частности, в СУАР.

 

На первом месте там – образование. И если родители скажут отпрыску учиться, то он будет зубрить уроки, а не гонять мячик во дворе. Но если юный игрок попадает в футбольную академию, то переходит на полное государственное обеспечение и ни в чем не нуждается.

 

- С коррупцией в КНР тоже очень строго, - говорит казахстанец. – Весь футбол, включая детский, под контролем государства. А спонсоры могут его финансировать только с согласия госчиновников. Был случай, когда мама учащегося одной из футбольных академий перечислила на производственные нужды энную сумму денег тренеру. В итоге его… посадили на 10 лет!

 

Ставка на интернационал

 

В команду Эдуарда Глазунова входят 23 юных дарования. Из них 8 – подписали профессиональные контракты с местными клубами и получают зарплату. По нашим меркам – не очень много: всего по 100 тысяч тенге в месяц. Есть в составе команды и доморощенная звездочка.

 

- Нашего защитника, уйгура Аль Назара, который защищает цвета и сборной КНР U-18, настойчиво приглашали во французский «Лилль», - рассказывал тренер. - Но в местной федерации переход не разрешили и теперь он блистает только на уровне страны. Другие игроки занимаются в спортшколах, аналоге наших ДЮСШ. Но всем без исключения сборникам выплачивается государственная стипендия от местной ассоциации футбола. Тоже, примерно, по 100 тысяч тенге. Сборная СУАР – интернациональная. Больше половины из футболистов - уйгуры. Есть в составе и китайцы, и узбеки, и таджики, а также два этнических казаха. Признаюсь, оба - очень толковые ребята. Они бы точно пришлись ко двору и в казахстанской молодежке.

 

Вижу цель!

 

По личным условиям, у Эдуарда Глазунова тоже все ок. От казахстанца требуют только результат. И на первом этапе наш спец достиг поставленной цели. В отборочной подгруппе из шести команд (всего 4 подгруппы), его подопечные заняли второе место, уступив лидеру только по разнице забитых и пропущенных мячей.

 

Впереди – финальная пулька, где 12 отобравшихся сборных, сначала на групповом этапе, а затем на стадии плей-офф разыграют награды Китайских национальных игр. Задача для сборной СУАР U-18 войти в число призеров

 

- В нашем турнире тренеры прекрасно знают тактику и в курсе мировых футбольных трендов, - признается Эдуард Глазунов. – Но почти все сборные играют от обороны. Игроки действуют на поле намного плотнее, чем наши футболисты в этом возрасте. Ребята не боятся единоборств и полностью отдаются игре. Они – бесстрашные! Первое, что я сделал, придя в команду – постарался поменять тактику и психологию у своих подопечных. Признаюсь, было нелегко, но теперь наша команда, проповедующая атакующий футбол – одна из лучших во внутренних соревнованиях. Теперь – дело за малым – впервые в истории войти в тройку призеров.

bottom of page