В Астане начался суд над Перизат Кайрат и её матерью
- Свидетель.kz
- 16 июл.
- 4 мин. чтения

В Специализированном межрайонном уголовном суде Астаны 14 июля начался новый громкий процесс. На скамье подсудимых Перизат Кайрат – учредитель фонда Biz Birgemiz – и её мать Гайни Алашбаева. Их обвиняют по ст. 190 ч. 4 УК РК («Мошенничество в особо крупном размере») и ст. 218 УК РК («Легализация средств, полученных преступным путём»). На кону - похищение миллиардов тенге, собранных в качестве пожертвований.
Резонансный процесс…
Суд обретает всё более резонансный характер. В центре громкого уголовного дела – обвинения в мошенничестве, отмывании денег, обмане меценатов и липовой благотворительности. Общий ущерб, по данным прокуратуры, составил 3,5 миллиарда тенге.
Прокуратура утверждает, что хищения охватывают три направления: 2,86 млрд тенге – сборы для пострадавших от паводков (2024 г.); 566 млн тенге – пожертвования на помощь сектору Газа; 105 млн тенге – средства на непроведённые фестивали Central Asia Fest и Almaty Uni.
Гособвинителями для этого дела выбрали Мадину Оразалину и Армана Кезекена. По данным Академии правоохранительных органов, оба считаются одними из лучших прокуроров столицы.
… и частично закрытый
Судья Сабыржан Каримов пояснил: из-за конфиденциальности часть заседаний закрыта. СМИ работают из пресс-центра. Прямые эфиры и съёмка запрещены. Сам процесс будет проходить в активном режиме – четыре раза в неделю. Первые два заседания уже прошли.
Фестивали, паводки, помощь Газе
Прокуроры утверждают, что в период с 2021 по 2024 год Перизат Кайрат и её мать Гайни Алашбаева присвоили: 2,86 млрд тенге, собранные на помощь пострадавшим от паводков (2024); 566 млн тенге – для сектора Газа; 105 млн тенге – на «иные благотворительные мероприятия».
Также были онлайн-пожертвования, но их сумма, судя по всему, была несущественной. Самыми масштабными оказались сборы в 2024 году.
Махинации и фиктивные учредители
Фонд Biz Birgemiz был зарегистрирован в 2021 году. По данным обвинителей, название фонда почти дословно копировало наименование популярной онлайн-платформы времён пандемии. Это-то и сбивало с толку благотворителей, считавших, что имеют дело с фондом с безупречной репутацией.
Кайрат призвала суд допросить других учредителей фонда. А также Бауыржана Байбека, который не являлся учредителем ОО Biz Birgemiz, но был первым заместителем партии Nur Otan в 2019-2022 годах. Именно с этой партией связывали фонд Перизат Кайрат, да и другие учредители благотворительного фонда были выходцами из партии власти.
В учредительных документах вместе с Кайрат значились 10 человек. Подписи большинства, как выяснилось, подделаны. Некоторые из «учредителей» об этом узнали лишь в суде.
Юридический адрес фонда – обычный компьютерный клуб в Астане.
Сама 34-летняя Перизат, несмотря на заявленные дипломы об обучении за рубежом, по данным следствия, даже не окончила среднюю школу. Последнее обстоятельство несколько шокирует – как можно умудриться не получить среднее образование в наше время?!
Переписки, платёжки и обнал
Бухгалтер фонда Алтын Мусина в суде рассказала, как вместе с Кайрат оформляли фальшивые отчёты. В одной из переписок Перизат писала: «Капец, преступником себя чувствую». В ответ бухгалтер предлагала «рисовать платёжки» и формировать отчётность под них.
Следствие установило признаки фотомонтажа и фальсификации на документах, где фигурировали суммы до 200 тысяч долларов. Также звучали фразы: «30 и 80 сделайте», «ИП для обналички», «С телефона экран маленький – сложно маркировать».
Свидетели и громкие показания
Блогер Олжас Садык перевёл 83 млн тенге для помощи сектору Газа, полетел в Абу-Даби, но отчётов так и не получил. Говорит, что чувствует личную ответственность перед донатерами.
Также для поддержки бедствующих палестинцев направил фонду Кайрат средства Асхат Нурмашев, президент фонда «Асар-Уме». В ноябре 2023 года на фоне конфликта в Газе фонд собрал 293 млн тенге, из которых 200 млн были переведены на счёт Перизат Кайрат. Основанием для доверия стал её меморандум с посольством Палестины и обещание доступа к гуманитарному хабу в Абу-Даби.
По словам Нурмашева, Перизат настаивала на полном перечислении суммы сразу, обещала отчитаться в декабре, но отчёт так и не был предоставлен. Впоследствии Кайрат предоставила чеки, которые оказались поддельными. Заподозрив неладное, оставшиеся 93 млн Нурмашев позже перевёл напрямую через посольство Палестины, получив подтверждающие документы. Этот эпизод стал одним из ключевых в деле о хищении средств.
Предпринимательница Молдир Суюншали перевела 10 млн тенге на обещанный центр для детей. Позже узнала, что проект фиктивный.
Дизайнер Жанерке Елжанова продавала Кайрат квартиру, делала ремонты, получала деньги и наличными, и с фондовых счетов.
Слёзы и отчаянная защита
На слушаниях Перизат активно спорила с потерпевшими, перебивала свидетелей, задавала наводящие вопросы. Её голос срывался, эмоции брали верх. Один раз она даже потребовала от свидетеля показать переписку в телефоне. Судья несколько раз её останавливал.
Гайни Алашбаева больше молчала, ограничиваясь односложными ответами.
Аукцион с перчатками Головкина
В первый день суд заслушал предпринимательницу Молдир Суюншали, которая на аукционе купила за 10 млн тенге перчатки Геннадия Головкина. Она потребовала вернуть деньги:
– Я верну перчатки тому, кто их продал. Я давала деньги на строительство центра для детей, а не ради перчаток.
Позже Суюншали заявила, что больше не намерена заниматься благотворительностью.
«Фантазии следствия»
– Я не несу ответственность за фантазии следователей, –заявила Кайрат в суде.
Перизат Кайрат и её мать свою вину отрицают.
Сегодня в 10:00 началось третье судебное слушание.
«Свидетель KZ» продолжит следить за развитием событий.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ