Венера Каиржанова: «Казахские женщины в кино могут всё!»
- Ayel

- 22 часа назад
- 7 мин. чтения

Почему казахстанские зрители не знают своих женщин-режиссёрок: Венера Каиржанова о профессии, дискриминации и свободе
Женские истории в казахстанском кино становятся всё заметнее, но путь режиссёрок по-прежнему не самый простой. Венера Каиржанова – режиссёр, сценарист, автор нескольких документальных проектов, в том числе полнометражного фильма «Вторая мама» – рассказала телеграм-каналу Ayel о своём пути.
Её история помогает понять, что происходит в индустрии сейчас: какие возможности есть, где остаются барьеры и почему для нового поколения женщин в кино главное – это свобода.
– Венера, вы со своей дебютной короткометражкой «Прятки» побывали на многих фестивалях, даже в Каннах в конкурсе Short Corner, но потом ушли в сценарное дело. Почему?
– Сценарное дело – это часть профессии. Мне всегда это было интересно, я всю жизнь хотела погрузиться в кино со всех сторон – быть актрисой, режиссёром и сценаристом. Я ведь с 14 лет мечтала о кино. Но после «Пряток» я не только писала сценарии (Венера – соавтор сценария «Паралимпийца». – Прим. авт.), но и снимала игровые коротыши, окончила магистратуру. А потом наступила пандемия на два года, индустрия замедлилась, и я ушла в документальное кино. Я сняла несколько лент, в том числе, полнометражный фильм «Вторая мама», он о центре для детей с особыми потребностями. Он многим понравился и сейчас его планируют отправлять на фестивали.
– Но первый успех был с «Прятками»?
– Да, удалось много где с ними побывать, даже в Каннах. Хоть это и не какая-то суперпрестижная секция, она для молодых режиссёров, но для меня это было «вау»! Шанс увидеть тот самый Каннский кинофестиваль своими глазами, возможность получить официальную аккредитацию – самое настоящее приключение.
– О чём был ваш фильм? Говорят, в первой картине формируется главная тема, которая будет проходить красной нитью через всё творчество того или иного режиссёра…
– Это была история взросления двух девочек, которые живут в небольшом посёлке. Это кино о детстве, и я всегда шучу, что такой фильм обязательно есть у каждого выпускника Института им. Жургенова. Но люблю этот фильм.
– Ваш аккаунт в Instagram долгое время назывался «Режиссёрша», теперь просто по имени – Венера. Почему?
– Самый популярный вопрос, который мне задают в последнее время. Как только переименовала ник, все начали спрашивать, всё ли у меня в порядке и что случилось. На самом деле ничего такого. Просто в какой-то момент я поняла, что слишком сильно отождествляю себя с профессией. Как будто всё моё существование сводится к одной роли, к одной цели. Но моя жизнь больше, чем просто профессия. Поэтому я решила просто быть собой. Стать просто Венерой.
– То есть из профессии не уходите?
– Нет, конечно. Я просто снимаю с себя ожидания от самой себя. У меня есть идеи, есть сценарии, есть мечта снять полнометражный художественный фильм. Я могу снять его в ближайшее время, а могу и не снять. И от этой свободы, от самого осознания этого стало легко и спокойно. Из-за того, что я еще не дебютировала как режиссёр в игровом кино, я мучала себя мыслями о нём, и это давало мне лишнее напряжение, а взять и снять у меня не получалось по разным причинам.
– Тогда напрашивается вопрос: легко ли женщине в Казахстане стартовать в кино? Есть ли дискриминация, недоверие или всё так же, как у мужчин?
– Я, наверное, не могу говорить за всех, потому что у каждой женщины свой путь. Кто-то действительно сталкивается с сексизмом, с недоверием, а кто-то –почти нет. Женщине в любом случае нужно больше доказывать и завоёвывать доверие, чем мужчине. А легко ли женщине получить запуск? Это очень индивидуально. Многое зависит от самого человека.
От характера, уверенности и настойчивости. Женщин в нашем авторском кино стало больше, много новых имён, а вот успешных режиссёрок, кто работает в коммерческом кино, почти нет.
– Как вы думаете, почему?
– Наверное, у женщин врождённая тяга к свободе.
Мы хотим делать кино, которое нам по душе и в которое никто не будет вмешиваться, а в коммерческом кино ты всегда находишься немного под прессингом продюсеров, студий, прокатчиков. Мужчинам надо зарабатывать, чтобы кормить свою семью, поэтому им легче идти на компромиссы. Даже когда они понимают, что материал слабый, они всё равно от него не отказываются, думают: «Ладно, сниму, хоть денег заработаю».
Женщинам же важно самовыражение, а шансов реализовать это больше в авторском кино.
– Но именно коммерческое кино даёт славу и народную любовь, вам интересно попробовать там свои силы?
– Я ведь и так работаю с коммерческим кино, в том смысле, что снимаю корпоративные документальные проекты, но если бы речь шла о полнометражном игровом проекте, то, конечно, согласилась бы.
– Но при одном условии: если бы мне дали деньги и не вмешивались?
– Ха-ха, это был бы идеальный вариант. Но обычно такая свобода всё-таки в авторском кино. На самом деле, если тема мне была понятна, близка, если бы отзывалась во мне, конечно, сразу взялась бы за проект. Но если другое, то нет – идти против себя тоже не хочется.
– Можно ли сказать, что сейчас в Казахстане наблюдается подъём женского кино?
– Да, сколько новых имён появилось, наши девушки активно участвуют в фестивалях, а сколько девчонок вливаются в профессию сейчас! Достаточно посмотреть на участниц мастерской Unico Play, Shabyt Lab, там же одни девушки. И я этому очень рада.
– Я помню ваш рилс, в котором вы опрашивали людей на Арбате на предмет того, знают ли они казахстанских женщин-режиссёров, оказалось, что нет. Это обижает?
– Это просто факт. Большинство смогли назвать только Баян Максатовну, и то она ведь продюсер и актриса, а не режиссёр. То же самое с Асель Садвакасовой. Наши люди нас не знают.
– И что нужно, чтобы казахская женщина стала в кино заметной?
– Во-первых, у казахской женщины, мне кажется, не должно быть никаких ограничений. Она должна делать то, что хочет, и у неё получится. Я уверена, что казахская женщина скоро снимет и кассовый фильм, и крутой сериал – такой, который будут смотреть все. Сколько женских тем можно сейчас поднимать, и я рада, что наши новые стриминговые платформы начали двигаться в этом направлении. Есть проекты, которые созданы полностью женской командой.
– А вам не кажется, что о женских сериалах у нас больше говорят? Такое ощущение, что интерес на словах.
– Пока сложно сказать, но мир меняется. И мне очень нравится, что у нас тоже движение идёт –пусть медленно, но в сторону равенства. Мы всё равно движемся туда – к гендерному балансу, к тому, чтобы женщин было больше, чтобы наши голоса звучали. Я вспоминаю свои двадцать – всё было иначе. А сейчас совершенно другое поколение. Девчонки смелее, у них больше возможностей.
– Правда?
– Если раньше у нас был один путь – Казахфильм и всё, то сейчас столько платформ, киностудий, проектов. И очень радует, что весь кинематографический мир наконец понял: женские истории нужны. Наши голоса важны.
– А вы сами принимали участие в проектах, где нужны были женщины?
– Да, это было три-четыре раза, но я ни разу не дошла до финала. Причём, меня приглашали продюсеры, которые говорили об их заинтересованности в женском взгляде, ведь все три сериала были рассчитаны на женщин. Но по иронии судьбы все три проекта по итогу сняли мужчины, даже тот сериал, где история строилась вокруг зачатия и рождения ребёнка. Однажды дошло до смешного – в тест-шутинге (кастинге режиссёров) участвовал только один парень, остальные девчонки, а победил он.
– Попахивает дискриминацией…
– Не знаю, у меня, наверное, немного наивное мышление: если меня не выбрали, я думаю, значит, не сложилось. Значит, моё видение не подошло. Меня, конечно, немного задело, что даже проект на самую женскую тему – про возможность стать матерью – достался мужчине, немного эго кольнуло, но я это пережила.
– Вы, Венера, как будто совсем не феминистка, как подавляющее большинство режиссёрок, другие бы развернули уже кампанию за равные шансы в профессии.
– Да, из меня активистка так себе. Я не знаю, может, меня уже слегка подавила сама система и я просто приняла. Наверное, могло бы быть и лучше. Но пока меня устраивает то, что есть.
– А на каком вы сейчас этапе? Что происходит в вашей творческой жизни?
– Сейчас моё творчество на этапе разработки. Есть несколько фильмов, которые я хочу снять. Работаю над своим первым полнометражным игровым проектом. Он называется «Пәтер» («Квартира»). Я участвовала с ним в сценарной лаборатории Юлии Левицкой, улучшаю его, переписываю. Процесс долгий, но я не спешу. Этот сценарий уже видели несколько продюсеров. Был и живой интерес к проекту, и отказы, но с ними я получаю новый отклик, новый взгляд со стороны. И каждый из них помогает мне расти. Может быть, в следующем году, наконец, я сниму свой полнометражный фильм. И вот тогда я вам скажу, дискриминировали меня или нет.
– Какие темы вас интересуют в кино?
– Меня интересуют семейные отношения. Наверное, потому что там мои травмы, мои размышления. Говорят же, что творческие люди не должны до конца исцелять свои раны, чтобы уметь превращать боль в искусство. Я пока пытаюсь это сделать. Очень близко социальное кино. Тема несправедливости судебной или политической системы. Да на самом деле это может быть что угодно, хоть какая-то фантазийная история или… триллер про маньяков. Главное, чтобы я почувствовала: да, вот про это стоит снимать.
– А могли бы вы сами снять комедию?
– Комедия – довольно сложный жанр, но если сценарий напишет хороший сценарист, который по-настоящему умеет шутить и будет понимать особенности нашей аудитории, а каст будет состоять из хороших актёров, думаю, смогу.
Справка Ayel
Венера Каиржанова – выпускница Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова по специальности «Режиссура игрового кино» (бакалавриат и магистратура).
Её фильмы участвовали в международных фестивалях Eurasia (Казахстан), Olympia IFF (Греция), Independent Days IFF (Германия), Signes de Nuit (Португалия), Listopad (Беларусь), фестивале студенческого кино ВГИК (Россия), а также в 3-м кинофоруме женщин-режиссёров Центральной Азии (Кыргызстан). Её короткий метр «Прятки» был представлен в Short Film Corner 71-го Каннского кинофестиваля.
Среди работ c её участием фильмы «Костюм» (специальный приз интернационального жюри ВГИК), «4-й стул» (две премии «Жас Дидар» –«Лучшая режиссура» и «Лучший монтаж»), «Хлоп-Топ» (Лучший сценарий, фестиваль «Байконур»), «Монетка» (Лучший короткометражный фильм, «Золотые аплодисменты», РФ).
Картина Алдияра Байракимова «На грани», где она выступила автором сценария и кастинг-директором, получила приз Ассоциации кинокритиков Греции на 22-м МКФ «Олимпия» и награду за лучший сценарий на Международном фестивале «Listopad» (Минск). А фильм «Паралимпиец», где Венера была одним из авторов сценария, завоевал зрительскую любовь и участвовал в десятках фестивалей.
Автор: Галия Байжанова
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz





