Военные самолеты Казахстана не могут отремонтировать из-за санкций
- Политпросвет.kz
- 21 окт. 2024 г.
- 2 мин. чтения
Не секрет, что военная авиация Казахстана в основном представлена самолетами, выпущенными еще во времена СССР. Им требуется регулярное техническое обслуживание, однако в последние годы в этом вопросе возникли непреодолимые барьеры.
В октябре 2020 года Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) заключило договор с ТОО «Казахстанская Авиационная Индустрия» (КАИ). По соглашению товарищество обязывалось провести капитальный ремонт четырех военных самолетов Су-25, принадлежащих министерству обороны. Планировалось, что работы проведут в четыре этапа до 31 декабря 2022 года. Общая стоимость работ по договору составляла 24 млрд тенге.
Первый этап работ подрядчик выполнил, но затем столкнулся с трудностями. С началом войны между Россией и Украиной европейские страны и США ввели беспрецедентные санкции против РФ, а также против сотрудничающих с ней компаний из других стран. Между тем еще до этих событий КАИ заключила договор с ОАО «558 АРЗ» из Беларуси, которое тоже угодило под ограничения.
Пытаясь найти выход из ситуации, 11 июля 2022 года КАИ подписала новый договор на поставку имущества и агрегатов к самолётам с белорусским унитарным предприятием «Белвнешпромсервис» и ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». Однако вскоре из МИИР пришла рекомендация не закупать в Беларуси услуги в сфере оборонного сектора. Тогда КАИ вышла на грузинское ООО «ТАМ Менеджмент», но и они не смогли поставить комплектующие из-за запретов, связанных с войной в Украине.
В 2023 году КАИ пыталась через суд продлить договор с Комитетом государственного оборонного заказа, но получила отказ. Впрочем, даже если бы им продлили соглашение, неизвестно, как бы они все-таки провели работы. Ведь поставщики агрегатов к самолётам находятся под санкциями.
Министерство обороны в свою очередь потребовало вернуть самолеты в воинскую часть. Поскольку на обращения реакции не было, военные в этом году обратились в суд, который обязал КАИ вернуть пусть и не полностью отремонтированные военные самолеты обратно в лётную часть.
Для справки
По данным сервиса Adata.kz, учредителями ТОО «Казахстанская Авиационная Индустрия» являютсяАО «НК «Казахстан Инжиниринг» и ТОО «Қамқор менеджмент». Учредителями ТОО «Қамқор менеджмент» значатся Алибек Кулибаев (сын экс-начальника Алматинской академии МВД Талгата Кулибаева и двоюродный брат бизнесмена Тимура Кулибаева), Диас Сулейменов, ТОО «Atria.kz» и ТОО «Joint Technologies». ТОО «JointTechnologies» в свою очередь принадлежит Раушан Сагдиевой и ТОО «Кипрос», владельцем которого является средний зять бывшего президента Нурсултана Назарбаева.
Налоговые отчисления ТОО «Казахстанская Авиационная Индустрия» с 2015 года составили 10,9 млрд тенге. В рамках госзакупок заключены 18 контрактов на 408,5 млн тенге.
У фирмы есть проблемы: арест на банковские счета, имущество, транспорт. Имеется запрет на совершение регистрационных и нотариальных действий.
Автор Нуржан Баймулдин
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz