Государство возвращает контроль над авиабилетами
- Свидетель.kz

- 5 часов назад
- 2 мин. чтения

Эпоха неприкосновенности авиакомпаний заканчивается. Депутат Мажилиса Мурат Абенов заявил: государство возвращает проверки пассажирской авиации, которые «раньше были заблокированы «лоббистами» через Предпринимательский кодекс».
По словам Абенова, справедливость восстановят, в том числе, поправки в закон «О защите прав потребителей».
Главные тезисы депутата:
Комитет гражданской авиации сможет проверять перевозчиков даже по жалобам пассажиров (раньше нельзя было).
В первую очередь займутся ценообразованием. «Дешёвые » лоукостеры – это обман потребителя, заявил Абенов. Депутат сравнил цены: полёт в Кызылорду стоит 40 тыс. тенге, тогда как в Европе аналогичные рейсы – 10-12 тыс. тенге.
Есть намерение ввести более жёсткие санкции за задержки рейсов и некачественный сервис.
Сейчас за каждый час задержки перевозчик обязан выплатить пассажиру 3% от стоимости билета. Общая сумма штрафа не может превышать стоимость самого билета. При задержке свыше пяти часов пассажир имеет право вернуть билет за полную стоимость. Однако эти нормы авиакомпаниями практически не выполняются.
Также авиакомпании обязаны при задержке рейса обеспечить:
Свыше 2 часов: прохладительные напитки.
Свыше 4 часов: горячее питание.
Свыше 8 часов (днём) или 6 часов (ночью): гостиница и трансфер до неё.
При невыполнении обязательств на авиакомпанию накладывается административный штраф – в среднем 200 МРП, или около 800 тыс. тенге. Для компаний это незначительная сумма. Поэтому штрафы планируется поднять предварительно до 1000 МРП.
Также депутаты намерены законодательно умерить аппетиты авиакомпаний при возврате билетов. Сейчас они могут удержать до 30% от стоимости «невозвратного» билета. Планируется ограничить 10%.
Летать всё дороже
Рост цен на авиабилеты достиг максимальной отметки за последний год. С ноября 2024 стоимость перелётов повышалась несколько раз – от 7% до 23%.
Единственным регионом, где авиабилеты подешевели, стала область Абай, минус 7,5%.
При этом в Атырауской и Мангистауской областях за год цены взлетели на 44%.
Сами авиакомпании сообщают только то, что расширяют маршрутную сеть в международных направлениях, увеличивают парк самолётов и повышают качество услуг. Это лишь косвенно подтверждает увеличение затрат, но конкретно о причинах удорожания билетов официальной информации нет.
Ситуацию с ценами авиабилетов на внутренних рейсах неоднократно обсуждали на заседаниях Парламента и правительства. Рост стоимости перелётов рассматривали и специалисты Агентства по защите и развитию конкуренции РК. В конце прошлого года они выявили нарушения у одного из казахстанских лоукостеров.
С весны 2025-го АЗРК снова проводит антимонопольный анализ работы системы авиаперевозок внутри Казахстана. Результатов пока нет.
Фото: shutterstock.com/ Sergey Dudikov
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ


