Закон о банках и банковской деятельности: основные положения
- Политпросвет.kz

- 3 часа назад
- 2 мин. чтения
Мажилис сегодня одобрил в первом чтении законопроект о банках и банковской деятельности, а также сопутствующие поправки, которые определяют ключевые цели, задачи и принципы государственного регулирования банковской сферы.
Защита прав потребителей
Одним из центральных элементов законопроекта стало внедрение поведенческого надзора. Если действующее пруденциальное регулирование обеспечивает устойчивость банковской системы, то новая форма надзора направлена на защиту прав потребителей. Поведенческий надзор будет контролировать соблюдение прав заёмщиков, добросовестность поведения банков, корректность договоров и прозрачность раскрываемой информации.
Также предусматривается создание единого офиса финансового омбудсмена, который объединит банковского, страхового и микрофинансовогоомбудсменов и обеспечит досудебное урегулирование споров.
Кроме того, банки будут обязаны предоставлять клиентам полную и понятную информацию о финансовых продуктах, включая процентные ставки и условия кредитования.
Лицензирование и исламское финансирование
Для повышения конкуренции и упрощения доступа на финансовый рынок предлагается ввести два вида банковских лицензий — базовую и универсальную, различающихся по объёму разрешённых операций(выдача кредитов, хранение депозитов и т.д.).
Законопроект также предусматривает возможность открытия так называемых «исламских окон» — подразделений, работающих по принципам исламского финансирования. До сих пор исламская банковская деятельность в Казахстане могла осуществляться только через создание отдельного исламского банка. Новый механизм позволит банкам расширить спектр услуг и повысить конкуренцию, сохраняя соответствие нормам шариата.
Цифровой тенге и регулирование цифровых активов
В документе закрепляется правовой статус цифрового тенге и вводится регулирование цифровых финансовых активов (ЦФА). Предусматриваются 3 категории:
цифровые активы, удостоверяющие права требования на деньги (стейблкоины);
цифровые финансовые активы, обеспеченные базовым активом;
финансовые инструменты, эмитируемые в цифровой форме.
Кроме того, будет создан государственный фонд цифровых активов, куда будут поступать конфискованные криптоактивы. Эти средства станут стратегическим резервом правительства. Как заявил в ходе заседания мажилиса заместитель председателя Национального банка Берик Шолпанкулов, сегодня рынок криптоактивов стремительно развивается, поэтому рассматривается возможность использовать часть средств Национального фонда и золотовалютных резервов для инвестиций в такие активы.
Финтех и инновации
Законопроект также открывает возможности для развития финтех-направлений. Банкам разрешат инвестировать в инновационные компании, работающие в сферах цифровых технологий, кибербезопасности, электронной коммерции, биометрии, искусственного интеллекта и телекоммуникаций. Это создаст условия для внедрения новых технологических решений и укрепления конкурентоспособности финансового сектора.
Господдержка банков
Законопроект также включает в себя нормы по реформированию системы урегулирования неплатёжеспособных банков. В нём определяется понятие системно значимых банков, список которых будет публиковаться в открытом доступе.
Предусмотрено введение трёхступенчатой модели реагирования:
усиленный надзор;
режим восстановления финансовой устойчивости;
режим урегулирования.
Участие государства допускается только как крайняя мера и исключительно после полного использования акционерного капитала. Поддержка будет возможна лишь в виде временного вхождения государства в капитал банка с последующей сменой акционеров и руководства. До полного возмещения убытков и затрат бюджета вводится запрет на выплату дивидендов и бонусов. Такой подход, по мнению авторов законопроекта, создаёт механизм ответственности владельцев банков и снижает риски для бюджета.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz


