Как уроженка Семея помогла арабской команде выиграть женскую «Джиро д’Италия-2025»
- Дядя Ваня

- 4 авг.
- 4 мин. чтения

Первый из женских гран-туров нынешнего велосезона прошел 6-13 июля по дорогам Сан-Марино и Италии. В общем зачете престижнейшую гонку выиграла итальянка Элиза Лонго Боргини из UAE Team ADQ.
Примечательно другое. Впервые в истории женских супервеломногодневок коллектив из ОАЭ в качестве генерального менеджера на этих состязаниях возглавляла уроженка казахстанского Семея Яна Зель. Последние годы вместе со своей семьей она живет в Бельгии.
В профессиональном велоспорте работает всего 7 лет. С 2019 по 2021 годы занимала пост управляющего директора казахстанской команды «Astana-Premier Tech». Следующие 2 сезона - трудилась главным коммерческим директором Lotto-DSTNY (Бельгия). С февраля 2024 года она заняла должность директора по бизнес-стратегии и медиа одного из самых амбициозных клубов мирового тура - UAE Team ADQ. Год спустя стала уже генеральным менеджером женского коллектива знаменитой арабской команды.
Слезы радости
«Дядя Ваня» созвонился с Яной Зель и поговорил с ней о секретах победы на итальянском гран-туре и о том, какие деньги крутятся в женском велоспорте.
- Команда удерживала гонку под контролем на протяжении всех этапов, - объясняла Яна Зель. - Мы понимали, что победа очень близка, но вырвались в лидеры лишь на предпоследнем этапе. Наверное, для меня это самая значимая победа в карьере, так как я впервые взяла на себя полную ответственность не только за финансовую и административную часть, но и за спортивную подготовку. Для меня это серьезный вызов.
Яна Зель уточнила, что очень благодарна своему наставнику - знаменитому бельгийскому гонщику и менеджеру Йохану Брюнелю. Напомним, что под его руководством команды выиграли 13 гранд-туров! По мнению многих экспертов он до сих пор остается лучшим менеджером в мировом велоспорте.
- Самым сложным для меня на «Джиро-2025» оказалось держать так называемую «мораль гонщицы», - уточнила Яна Зель. - Я не имела права никому показывать, что в чем-то сомневаюсь. И каждый день уверенно говорила своим велосипедисткам, что мы на правильном пути и обязательно станем первыми. Ведь здоровый дух в команде – путь к успеху. Уже когда все закончилось и мы победили, я дала волю своим эмоциям и… разрыдалась. Но это были слезы радости.
Нет команды - нет проблем
Самое интересное, что в Казахстане несколько раз предпринимали попытки по созданию собственной женской профессиональной команды. В 2015-2017 и 2019-2020 года в Италии базировался клуб, зарегистрированный в нашей стране - Astana Women Team. Курировала его олимпийская чемпионка Зульфия Забирова.
В январе прошлого года в СМИ прошла информация, что мужском столичном клубе сформировано женское подразделение - Astana Dewi Women Team. Команду собирали при содействии национальных олимпийских комитетов Казахстана и Индонезии. По этой причине дружину также сформировали из гонщиц двух стран. Однако, дальше слов дело так и не пошло. Судя по всему, женский коллектив так и не вышел на мировую арену и его пришлось… расформировать. Ни казахстанская федерация велоспорта, ни менеджеры «астанчан» предпочитают по этому поводу не распространяться.
- Руководству велокоманды «Астана» сейчас не до женского велоспорта, - считает Яна Зель. – В клубе сейчас бросили все силы, чтобы XDS Astana Team по итогам сезона вошла в число 18 сильнейших профессиональных команд мира и сохранил профессиональную лицензию. Желаю им удачи! Что касается казахстанских велосипедисток из Astana Dewi Women Team, то у меня нет информации об их дальнейшей судьбе. Если бы кто-то из них соответствовал профессиональному уровню, то они обязательно бы появились бы в каком-то другом клубе, включая UAE Team ADQ. Ведь двери нашей команды открыты для всех.
Двигаемся, значит растем!
Женский велоспорт в мире развивается гигантскими темпами. Например, по информации Международного союза велосипедистов (UCI), за 3 последних года количество дамских команд, выступающих в гонках про-тура увеличилось до 15. Суммарный бюджет женских клубов в 2025 году составил €70 млн. Это в два раза больше, чем 3 сезона назад (средний бюджет команды – €4,7 млн, против - €2,4 млн).
Растут и зарплаты велосипедисток. Сейчас большинство гонщиц имеют годовые контракты до €300 тысяч. Около десятка звезд зарабатывают 2 раза больше. И только три профессионалки имеют на руках контракты под миллион евро.
Самой высокооплачиваемой в мире считается нидерландка Деми Воллеринг из FDJ-SUEZ (Франция). По нашей информации, средняя годовая зарплата в UAE Team ADQ составляет €150 тысяч.
- Но дело даже не в этом, - объясняет Яна Зель, совсем недавно вошедшая в совет директоров AIGCP (структура, которая защищает права всех велокоманд в UCI). Она представляет в этой влиятельной организации интересы всех дамских профи-команд. – Раньше женская велокоманда приезжала на супермногодневки с одним-двумя микроавтобусами. Сейчас у нас в распоряжении полноценные трейлеры, которые перевозят необходимое оборудование. В нашем распоряжении - десятки специалистов самых разных профилей. Еще несколько лет назад женские гонки, даже самые престижные, посещали десятки болельщиков, а сейчас – тысячи. Да и спонсоры теперь охотнее идут именно на женский велоспорт. Почему? Он менее предсказуем! А основная проблема в мировом женском велоспорте - нехватка квалифицированных гонщиц высокого уровня. Что касается моих целей в UAE Team ADQ, то теперь хочу выиграть вместе с командой еще и «Тур де Франс». Не сейчас, но скоро!
Кстати, 3 августа в Париже финишировала самая престижная супермногодневка мира среди женщин – «Тур де Франс». На ней подопечные Яны Зель первенствовали на 6-ом и 7-ом этапах. Победный дубль сделала француженка Маэва Скибан. В генеральной классификации по итогам «Большой петли-2025» лучшей у UAE Team ADQ стала Доминика Влдарчик из Польши, занявшая 4-е место.





