Какие изменения ждут агрегаторов такси и прокатчиков электросамокатов?
- Свидетель.kz

- 23 сент.
- 2 мин. чтения

Брифинг МВД РК, который прошёл на прошлой неделе, показал, что рынок мобильности в стране собираются взять под жёсткий контроль. Причём менять будут саму модель работы сервисов такси и аренды электросамокатов.
На вопросы журналистов почти час отвечал замминистра внутренних дел Игорь Лепеха. Тем для обсуждения было много, но можно выделить основную цель брифинга – донести до масс, что электросамокаты – это, конечно, мобильность, но вместе с удобствами появилась куча проблем, с которыми МВД не в силах справиться: хаотично брошенные электросамокаты мешают нормальному движению, сбитые пешеходы на тротуарах и куча жалоб от населения.
И если ранее МВД пыталось навести порядок,вводя штрафы и гоняясь за каждым отдельным нарушителем, то теперь под жёсткое регулирование попадают сервисы аренды.
Что нас ждёт – основные тезисы
Запрет движения электросамокатов по тротуарам.
Парковка только в спецзонах.
Введение геозон: в жилых и пешеходных районах самокат должен автоматически снижать скорость.
Обязательные идентификационные номера.
Акиматы будут решать, быть или не быть электросамокатам в городах, а если «быть», то на каких условиях.
Для компаний кикшеринга это означает одно – рост затрат:
Внедрение новых технологий и перестраивание софта(GPS, автозамедление, интеграция парковок в приложение).
Финансирование строительства парковочной инфраструктуры.
Ответственность за неправильную парковку и штрафы.
Главный риск – повышение стоимости аренды электросамокатов и потенциальное снижение привлекательности сервиса для «спонтанных» пользователей.
Под раздачу попадают и агрегаторы такси.
Замминистра несколько раз в ходе брифинга акцентировал: в погоне за прибылью многие водители рискуют здоровьем пассажиров и своим. В числе претензий:
работа без отдыха и медосмотров,
использование машин, не соответствующих требованиям (праворульные, двухдверные, технически небезопасные),
отсутствие контроля со стороны агрегаторов.
Планируется, что за нарушения водителей будут отвечать и платформы, которые постоянно отнекивались от ответственности – мол, мы только предоставляем возможности. Теперь агрегаторы планируется обязать: проверять, соответствует ли автомобиль требованиям, есть ли у водителя все документы, прошёл ли он медосмотр, и контролировать время непрерывной работы таксиста.
Также грядёт ужесточение экзаменов в автошколах. Для рынка такси это означает сокращение числа неподготовленных водителей, но и рост стоимости обучения.
Возможные последствия для агрегаторов и рынка
Придётся инвестировать в контроль качества и фильтрацию водителей.
Возможны новые расходы на страхование, сервис и обновление автопарка.
Сократится число «серых» водителей, но повысится стоимость поездок.
К чему всё идёт
Скорее всего, в ближайшие один-два года:
появятся новые законы о микромобильности,
агрегаторы будут работать по принципу «меньше водителей, но качественнее»,
кикшеринговые компании будут обязаны интегрироваться с городскими системами и развивать инфраструктуру,
появятся новые технологические ниши – от систем геозон до приложений контроля парковки.
В целом, можно сказать, что государство всерьёз решило превратить «дикий» рынок мобильного транспорта в цивилизованный. Учитывая, что ранее принимаемые меры результата не дали, возникает вопрос – это закончится долгожданным порядком и безопасностью или станет ударом по доступности сервисов аренды электросамокатов и интернет-такси?
Фото: shutterstock.com/Vladimir Tretyakov
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ



