top of page

Какие семь главных проблем в казахстанском спорте

  • Фото автора: Дядя Ваня
    Дядя Ваня
  • 8 авг.
  • 2 мин. чтения
ree

Два года назад постановлением правительства РК утверждена Концепция развития физической культуры и спорта Казахстана на 2023 - 2029 годы.

 

В документе отмечено, что в республике действует 487 ДЮСШ (в том числе 159 специализированные). В них занимаются 390 664 ребенка. С ребятами работают 14 848 тренеров-преподавателей. Как указано в концепции, несмотря на достигнутые успехи в сфере подготовки спортивного резерва, из-за недостаточности финансирования ДЮСШ на местах многие дети и подростки не имеют полноценной возможности участия в спортивных соревнованиях и сборах.

 

Многие школы слабо оснащены необходимым спортивным инвентарем, оборудованием, соответственно, имеют устаревшую инфраструктуру. К примеру, в 2022 году на 487 ДЮСШ в регионах выделено 109,1 млрд тенге, из которых 4,2 млрд тенге (3,8 %) на учебно-тренировочные сборы, 8,8 млрд тенге (8 %) на участие в соревнованиях. Большая часть финансовых средств направляется на заработную плату и аренду спортивных объектов. Эти цифры свидетельствуют о необходимости пересмотра на местном уровне доли финансирования между спортивными организациями в части командировочных расходов на участие в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

 

Также, состояние и развитие спорта напрямую зависят от наличия необходимой спортивной инфраструктуры. По республике насчитывается 43 071 спортивное сооружение, на селе – 24 397, в том числе: объекты физкультурно-спортивного назначения - 15 339, включая физкультурно-оздоровительные комплексы - 638, объекты учреждений образования – 25 304, спортивные школы - 2428.

 

Проведенным анализом, в концепции развития спорта отмечены семь главных проблем в сфере казахстанского спорта:

 

- недостаточности финансирования ДЮСШ на местах, большая часть средств направлена на заработную плату и аренду спортивных объектов в результате многие дети и подростки не имеют полноценной возможности участия в спортивных соревнованиях и сборах;

 

- слабое оснащение ДЮСШ необходимым спортивным инвентарем, оборудованием, соответственно учебные заведения имеют устаревшую инфраструктуру;

 

- неэффективная система передачи спортсменов с одного этапа спортивной подготовки на другой, отсутствует системный переход из одного звена в другое. В связи с тем, что один и тот же атлет может числиться в контингенте нескольких организаций, что приводит к дублированию финансирования (командирование, обеспечение экипировкой, надбавки тренерам и другое);

 

- слабая тренерская работа, в том числе отсутствие собственных методических разработок, низкая квалификация у большинства тренеров, тренеров-методистов, методистов и других специалистов, задействованных в подготовке спортсменов.

 

- отсутствие методик и подходов в функциональном тестировании и диагностике спортсменов с последующим составлением или корректировкой планов подготовки спортсменов;

 

- отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области спортивной медицины, устаревший перечень фармакологических средств по оказанию скорой неотложной помощи спортсменам;

 

- высокая изношенность (физически и морально) спортивных объектов, 10% школ республики по-прежнему не имеет собственных спортивных залов и достаточного оснащения спортивным инвентарем и оборудованием. Наибольший дефицит зафиксирован в Астане и области Абай, Актюбинском, Алматинском, Атырауском, Восточно-Казахстанском, Туркестанском регионах. Вместе с тем даже в регионах с наиболее благоприятной ситуацией (областях Жетысу, Ұлытау, Акмолинской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях) сохраняется дефицит инфраструктуры.

 

 

 

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page