Каким медиа доверяют казахстанцы?
- Политпросвет.kz
- 4 дня назад
- 2 мин. чтения
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Айгуль Забирова в своей статье «Медиа-архипелаг Казахстана» рассказала о результатах проведенного институтом социологического исследования, касающегося структуры медиапотребления и доверия к новостным источникам в стране. В рамках исследования, в котором приняли участие жители всех 17 областей, а также Алматы, Астаны и Шымкента, респондентам был задан вопрос: каким источникам информации вы больше всего доверяете при получении новостей о политике, экономике и общественной жизни Казахстана?
По результатам опроса лидирующие позиции заняли республиканские телеканалы – им доверяют 59,1% опрошенных. Айгуль Забирова отмечает, что, несмотря на развитие цифровых форматов, телевидение остаётся ядром официальной коммуникации, особенно в вопросах политики, экономики и общественной жизни.
Второе место занимают социальные сети и мессенджеры – 34,7% опрошенных доверяют им в вопросах получения информации. Они чаще всего являются альтернативным или дополнительными источниками: к примеру, утром человек проверяет соцсети, а вечером смотрит новости по ТВ.
На третьем месте – казахстанские интернет-СМИ с 30,3% голосов. Это сайты, которые сочетают традиционную журналистику с онлайн-форматом, работают по профессиональным стандартам и публикуют качественные материалы.
Четвёртую строчку в рейтинге занимают печатные издания – 9,2% доверяющих. Их читают в основном жители регионов и люди старшего поколения. Для этих читателей газеты и журналы — это проверенный временем формат, где меньше эмоций и сенсационных заголовков, а больше структурированной и выверенной информации.
Пятое место получили блогеры и лидеры общественного мнения, которым доверяют 8,7% опрошенных. Их сила – в прямом личном общении с аудиторией, отсутствии редакционных фильтров и умении говорить на «живом» языке. Для многих подписчиков они становятся «своими людьми», к которым можно обратиться в комментариях и получить реакцию.
На шестой позиции – зарубежные медиа, которым доверяют 8,5% участников опроса. Их присутствие в медиапространстве Казахстана Айгуль Забирова рассматривает как показатель медиаплюрализма. При этом невысокая степень доверия отражает медиасуверенность страны – основную роль в формировании повестки все-таки играют казахстанские СМИ.
На последнем месте предсказуемо оказалось радио, которому доверяют 5,4% респондентов. Радио сохраняет свою нишу тому, что не требует зрительного внимания и его можно слушать в фоновом режиме. Именно эта ненавязчивость делает его для части аудитории комфортным источником новостей.
Айгуль Забирова считает, что в целом медиапространство Казахстана похоже на архипелаг: крупные и малые «острова» с разной аудиторией, форматом и темпами развития.
- В итоге важно то, что вся структура медиаполя Казахстана – это не самовозвышающаяся пирамида и не прямая линия, а карта островов, где каждый пользователь выбирает свой маршрут, иногда переплывая с одного берега на другой. И чем больше в этом архипелаге доверия, разнообразия и уважения к аудитории, тем устойчивее будет информационная экосистема Казахстана, - резюмирует она.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz