top of page

Кто и почему будет платить штрафы за отсутствие планов по энергосбережению?

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 11 часов назад
  • 2 мин. чтения

 

ree

На прошлой неделе Минпромстрой опубликовал анализ регуляторного воздействия (АРВ) новой нормы: введение административной ответственности за отсутствие Плана мероприятий по энергосбережению.


 


Проблема масштабная: по закону крупные потребители энергии обязаны утверждать план на 5 лет после аудита. Но по факту 54% субъектов (464 из 859 обязанных) это требование игнорируют. По мнению Минпрома, причина в отсутствии штрафов. И это упущение решили исправить, заодно обязав обеспокоиться энергосбережением всех юрлиц. Однако документ скрывает в себе несколько интереснейших парадоксов.


 


Цена вопроса: Кого и на сколько оштрафуют?


 


Вводятся новые части в ст. 293 КоАП РК. Штрафы выглядят так:



Малый бизнес: 5 МРП (19 810 тенге)



Средний бизнес и НКО: 10 МРП (39 620 тенге)



Крупный бизнес и квазигоссектор (основная цель): 100 МРП (393 200 тенге в 2025).



При повторном нарушении в течение года штрафы удваиваются.



Разработчики честно пишут, что штраф сделали «щадящим» – он в два раза ниже, чем штраф за непроведение самого энергоаудита, чтобы соблюсти «принцип соразмерности».


 


Парадокс №1: Госучреждениям можно всё


 


В Государственном энергетическом реестре (ГЭР) числится 20 232 субъекта. Из них 12 661 – это госучреждения (школы, больницы, акиматы), то есть 62% от всего списка. При этом в документе прямым текстом сказано: «Исключение распространяется на государственные учреждения».



Логика закона: ГУ освобождены от платного обязательного энергоаудита -> нет аудита -> нет заключения -> нет обязательства делать план -> нет штрафа. Экономить свет и тепло «из-под палки» будут только частники и нацкомпании. Бюджетный сектор остаётся вне зоны жёсткого контроля.


 


Парадокс №2: Экономика абсурда


 


Разработчики сами посчитали, во сколько бизнесу обойдётся соблюдение закона. Цифры говорят сами за себя.



Заплатить штраф: за первое и повторное нарушение –1 182 600.



Сделать «бумажный» план: примерно 1 885 000 тг. (в эту сумму Минпромстрой заложил зарплату сотрудников за 30 дней и командировочные расходы в 1 млн тг, чтобы просто создать и утвердить документ).



Реально внедрить энергосбережение: примерно 30 млн тенге за 5 лет. (Инвестиции в оборудование – 10 млн, экспертизы – 10 млн, обучение и содержание).



То есть чисто математически предприятию дешевле заплатить штраф, чем один раз пройти бюрократический квест по утверждению плана. Надежда только на то, что крупный бизнес побоится репутационных рисков, а не финансовых потерь.


 


Парадокс №3: Риск имитации и выгода государства


 


Сами авторы проекта признают риск «формализации»: без жёсткого контроля компании могут проводить аудит и писать планы только на бумаге, не реализуя их на практике. Квазигоссектор (нацкомпании), попадающий под штрафы, может вообще превратить это в конвейер по закупке дорогих отчётов у консультантов, чтобы закрыть KPI перед министерством.



Но государство в любом случае в плюсе. Прогнозная бухгалтерия:



Затраты на администрирование (зарплата инспекторов): 90,7 млн тг.



Сбор штрафов (с прогнозных 54% нарушителей): 182,3 млн тг.



Чистая прибыль бюджета: более 91 млн тг.



Дисциплина нужна, так как цель – снизить энергоёмкость ВВП на 15% к 2029 году. Но пока механизм выглядит так: бизнес заплатит штрафы, консультанты заработают на планах, госучреждения продолжат жить как раньше, а реальная экономия энергии останется под вопросом.


 



 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

Похожие посты

Смотреть все
Аида Балаева получила повышение

Президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении министра культуры и информации Аиды Балаевой вице-премьером. Теперь ее должность зв

 
 
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page