top of page

Нацфонд: на широкую ногу

  • Фото автора: Черный лебедь, рак и щука
    Черный лебедь, рак и щука
  • 4 дек. 2023 г.
  • 3 мин. чтения

Мы изучили аудиторский отчет трансфертов из Нацфонда в период с 2019 по 2021 годы. У проверяющих постоянно возникают вопросы об эффективности трат денег. Трансферы Счетный комитет предлагает сокращать, и если давать деньги, то по четким критериям.


Тем более, что самая большая копилка страны становится народной. С нового года 50% от инвестиционного дохода будет распределяться на спецсчета казахстанских детей. Пока что Счетный комитет в отчете цитирует экспертов МВФ. Они относят Казахстан к числу стран с коротким производственным горизонтом. Здесь конъюнктурно изменяют фискальные правила в ущерб интересам поколения уже ближайшего будущего.


Сколько хотят взять из Нацфонда в 2024 году?


На днях депутаты определили гарантированный трансферт из Нацфонда в республиканский бюджет. В период 2024-2026 планируется выделить 6 трлн тг (по 2 трлн тг в год). Еще 1,6 трлн тг из Национального фонда в 2024 году пойдут на финансирование значимых инфраструктурных проектов.


Наиболее интенсивно средства из «кубышки» брали в 2014 году, 2017 и 2021 годах. С 2010 по 2012 годы выделение целевых трансфертов из Нацфонда было запрещено указом президента. В 2020 год гарантированный трансферт из Нацфонда составил4,77 трлн тг вместо 2,7 трлн тг, что объяснилось коронавирусным кризисом и снизившимися ценами на нефть.


Аудиторы отмечают, что чаще всего деньги из Нацфонда берут на инфраструктуру и ЖКХ. В 2021 году лишь 7 проектов были производственными. Это:


1. Птицефабрика ТОО «ПТФ «Жана Кус» (СКО)

2. Тепличный комплекс ТОО «Зеленый Север» (СКО)

3. Тепличный комплекс «Green Smart Farm» (СКО)

4. Молочно-товарная ферма ТОО «Zha-Group LTD» (СКО)

5. Молочно-товарная ферма «Алисарай» (СКО)

6. Организация производства шин (г.Сарань, Карагандинская область)

7. Завод по производству редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей (Костанайская область).


Что нашли аудиторы


Нарушения на 9 млрд тг и использование 230 млрд тг по направлениям, не предусмотренным концепцией, нашли при аудите расходов Нацфонда в период 2019-2021. Отметим, что документ датирован 2022 годом и сейчас часть замечаний уже учтена, как и опыт предыдущих лет. К примеру, в новой редакции Концепции управления государственными финансами до 2030 года законодательно запрещено фондировать банки второго уровня.


Что касается нарушений, то их – целый список.


В 2021 году Министерство экологии, геологии и природных ресурсов попросило деньги на посадку 2 млрд деревьев в течение пяти лет, а также на увеличение объема производства и экспорта рыбной продукции. Но фактически 0,7 млрд тенге были потрачены на покупку легковых автомобилей и других транспортных средств, оборудования и ноутбуков для подведомственных предприятий.


Концепция по формированию и использованию Нацфонда ограничивает покупку казахстанских ценных бумаг у субъектов квазигосударственного и частного секторов. Но в 2021 году на это выделили 53,7 млрд тг. В том числе:

20 млрд тг для увеличения уставного капитала АО «СПК «Сарыарка» с целью реализации проекта по производству автомобильных шин (Министерство индустрии и инфраструктурного развития);

15 млрд тг на увеличение уставного капитала АО «СПК «Солтүстік» (Министерство сельского хозяйства);

9,9 млрд тг на увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрус-Казына» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» (Министерство национальной экономики);

8 млрд тг для увеличения уставного капитала АО «Социально-предпринимательская корпорация «Тобол» с целью реализации проектов машиностроительной отрасли» (Министерство индустрии и инфраструктурного развития);

0,8 млрд тг на увеличение уставного капитала НАО «Международный университет туризма и гостеприимства» (Министерство культуры и спорта).

В 2019 году в резерв правительства на неотложные затраты из Нацфонда было выделено 72,2 млрд тг, 73% из которых отправили на пополнение уставного капитала и субсидирование затрат субъектов квазигосударственного сектора по долговым обязательствам. Тогда как Нацфонд не может использоваться в качестве обеспечения исполнения обязательств (п.4 ст. 23 Бюджетного кодекса).


Также аудиторы проанализировали 23 инвестиционных проекта, профинансированных в 2021 году с охватом средств в размере 127,6 млрд тг. Это не так много - всего 16% от общего объема средств, выделенных на такого рода проекты в 2019 – 2021 годы. Но и здесь не обошлось без нарушений:

Так, при строительстве участка трассы «Астана-Караганда» дорожные знаки купили дороже на 172,7 млн тг «путем манипулирования прайс-листами». Общая стоимость проекта - 7,8 млрд тг (45% Нацфонда). Заказчик – столичный акимат. Знаки покупали по цене 2 млн тг и 2,5 млн тг за единицу, при реальной стоимости в пять раз ниже.


СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области принят в эксплуатацию при его не полной готовности. (Участки Карабатан и Тенгиз)». Заказчик - ТОО «Karabatan Utility Solutions». Общая стоимость - 63,2 млрд тг (100% Нацфонда).


Не было акта приемки у новых резервуаров в центральном водозаборе Туркестана. Заказчик – акимат города. Общая стоимость - 1,2 млрд тг (82% Нацфонда).


Увеличение уставного капитала НАО «Международный университет туризма и гостеприимства» (Туркестанская область). Заказчиком выступает сам университет. Общая стоимость - 1,4 млрд тг (57% Нацфонда). Аудиторы отметили, что остались невостребованными 209,5 млн тг, а в законодательстве на тот момент не было регламентированного механизма возврата таких денег обратно в Нацфонд. Это не единственная такая коллизия. Если компания взяла кредит из Нацфонда через республиканский бюджет, вернуть деньги обратно в Нацфонд было невозможно. Они оседали в республиканском бюджете. В проекте нового Бюджетного кодекса деньги предлагается возвращать в Нацфонд напрямую.


Недостроен физкультурно-оздоровительный комплекс в Астане, в районе «Есиля». Заказчик: акимат города. Общая стоимость - 1,6 млрд тг (97% Нацфонда). Договор расторгнут из-за срыва сроков, ведутся судебные разбирательства.


Водопровод в Шымкенте принят с дефектами в виде утечки воды из сварных соединений Стоимость проекта - 1,3 млрд тг (90% средств из Нацфонда).


Подписывайтесь на qara_aqqu


© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page