Отчисление 11-классника из НИШ Алматы в конце учебного года. На чьей стороне общество?
- Ayel
- 1 день назад
- 5 мин. чтения

Казахстанцы обсуждают скандал, случившийся в Назарбаев Интеллектуальной школе (НИШ) Алматы из-за отчисления одиннадцатиклассника в конце учебного года – 23 мая. О том, что поводом для отчисления стало «нарушение академической честности и грубое оскорбление учителя», рассказала на своей странице в социальных сетях депутат мажилиса Ирина Смирнова. Вместе с тем она считает, что действия школы незаконны и нарушают права ребёнка.
«Как можно исключить ребёнка из школы 23 мая? Куда он пойдёт? Какая школа его примет? Назарбаев школа Алматы, не кажется ли Вам, что Вы нарушаете права ученика? Не кажется ли Вам Ваше скоропалительное решение незаконным?
Они должны соответствовать определённому правилами уровню компетенций.
Жангозин Ануар (председатель правления НИШ. – Ред.), не дело вымещать свой уровень понимания отношений с ребятами в школе на ребёнке!» – написала Смирнова (здесь и далее цитаты tengrinews.kz).
Ануар Жангозин в свою очередь заявил, что ученик не только нарушил правила во время итогового оценивания, воспользовавшись телефоном, но и «допустил в адрес учителя грубое и оскорбительное высказывание, употребив нецензурное слово «ш...ва» в присутствии других учащихся».
Кроме того, руководство НИШ заверило, что «это не первый случай дисциплинарных нарушений со стороны ученика».
Но на этом история с отчислением не закончилась.
После того как на следующий день в медиа распространилось видео, где ученик приносит извинения (в обращении мальчик подчёркивает, что извинился перед учительницей несколько раз), общественница Аида Букаева сообщила, что школьник сейчас переживает «нервный срыв».
«У Сункара судороги, нервный срыв, упала температура. Он не ел с 21-го числа ничего. Сейчас его везут на скорой в больницу. До сегодняшнего дня он думал, что ему разрешат сдать завтра экзамен МЭСК. Когда понял, что нет, ему стало плохо».
В дело вмешалась уполномоченная по правам детей Диана Ерлан, которая подтвердила госпитализацию подростка, а также рассказала о том, что договорилась «об оказании психологической поддержки после выписки из больницы».
Любопытно, что Министерство просвещения, хотя и с некоторой оговоркой о «гуманности», довольно чётко обозначило свою позицию – ведомство заняло сторону руководства школы.
«В Казахстане статус педагога закреплён законом и отражает его особую роль в обществе. Родители и учащиеся должны проявлять уважение к учителю и помнить, что доверие к системе образования начинается с доверия к тем, кто в ней работает. Недопустимо ставить под сомнение их профессиональную честь. Министерство просвещения категорически осуждает любые действия, подрывающие статус педагога.
Рассчитываем, что в данной ситуации НИШ примет решение, руководствуясь не только внутренними нормативами, но и принципами гуманности и педагогического профессионализма».
Что же думают о произошедшем казахстанцы?
Первым делом традиционно для конфликтов педагог-ученик многие вспоминают о «былых временах», когда за подобное дисциплинарное нарушение ученик мог отхватить не только отчисление, но и телесное наказание.
Например, блогер Сырым Иткулов пишет:
«В наше время мы о таком даже не мечтали: чтобы вот так знать и качать свои права. Я уже молчу, что за «э» в адрес учителя ты бы вылетел из класса, не говоря уже о словах на букву «ш». Наверное, просто бы убили на месте».
Блогеру вторят его подписчики:
«Нарушил, прими достойно как мужик, а не как баба пускай слезы. Шапалак бы я дал знать ему».
«Поколение дебилов! Откуда такое скотство! Я в 1999 школу закончил, как и везде, были у нас и двоечники, и дураки, но сказать в адрес учителя мат я вообще такого не слышал! А все потому что безнаказанность! Этот идиот просто не получал люлей хороших!».
Другой блогер – Ильяс Мынжасаров – сравнил школьника с преступниками, которые могут уйти от ответственности.
«Теперь у него на фоне стресса судороги начались. По словам родителей, его забрала скорая помощь. И теперь виноватым хотят выставить НИШ и его директора. По такой логике надо всех желающих в НИШ брать. Пусть каждый не поступивший докажет, что у него начались судороги из-за стресса. Отменить ЕНТ, потому что были случаи суицидов на фоне стресса. Или смягчать наказание преступникам, если в зале суда у них начнутся судороги на фоне стресса. Не страдайте ерундой, короче.
Сам виноват и пусть отвечает. Не надо оказывать медвежью услугу ребёнку своей жалостью. Простив его сейчас, вы сделаете только хуже».
Политолог Газиз Абишев вспомнил «теорию разбитых окон» и даже Гарри Поттера:
«Понятно, конечно, что ребёнок, переживал, куда теперь пойдёт, что будет делать. Но необходимость контролировать себя никто не отменял. Мы ведь говорим не о допубертатном малыше, так ведь? Сколько парню лет? 16-17? Не сказать, что маленький возраст. На гранте в элитной школе - вроде и с мозгами всё должно быть в порядке. Не смог сдержать эмоций, подставился - пожинает плоды.
Директор, скорее всего, принял решение, исходя из «Теории разбитых окон» - спустишь один раз - будет второй. Так что пусть другим неповадно будет. Педагог должен быть неприкосновенен - иначе в школе будет бардак. Плюс - прецедент защиты чистоты экзаменов.
[…] Если мне не изменяет память, даже Гарри Поттер не позволял себе подобного в адрес профессора Снейпа в самые сложные моменты их отношений».
Впрочем, популярно у казахстанцев и другое мнение.
Адвокат Жангельды Сулейманов на своей странице в фейсбуке написал:
«Даже за коррупцию могут освободить от наказания, а здесь за недоказанное нарушение школьнику жизнь сломали».
Ольга Бутко – в прошлом известная ведущая программы «Дочки-сыночки» на одном из казахстанских телеканалов – также написала в фейсбуке:
«Страшно наблюдать, как остервенело кинулись взрослые люди, а особенно работники образования, линчевать мальчишку, который с телефоном пришёл на СОР, а когда учитель попыталась отобрать этот телефон, обозвал её нехорошим словом.
[…] Простите, что такого нерядового в попытках воспользоваться шпаргалкой? Ну зафиксируй нарушение, сообщи родителям, напиши докладную записку руководству, отчитай ученика, чтоб неповадно было, ну не засчитайте вы этот СОР и потребуйте пересдать. Конфликт исчерпан. Порядок и справедливость восстановлены.
Однако учитель попыталась забрать у школьника телефон. Для чего?».
Ольга отмечает, что считает странным, что «взрослый человек думает, что может забрать что-то у ребёнка, что является собственностью ребёнка, и что не несёт опасности окружающим»:
«Почему вообще педагоги в таких ситуациях кидаются разбираться с детьми? Нарушил – зафиксируй, вызови на беседу родителей. У несовершеннолетних есть законные представители – с ними и надо разрешать конфликты.
[…] Удивительно, как наше общество ненавидит детей, а особенно подростков. Какой только кары для пацана не придумали. За учителя и школу встали горой без суда и следствия – по понятиям.
А ведь если отбросить понятия и эмоции ‐ в сухом остатке должен быть Закон.
Нужно дать исключительно законную оценку действиям сторон, а не устраивать круговую профсоюзную поруку алчущих показательной порки взрослых против одного балбеса, чтобы другим было неповадно.
[…] А если кто-то искренне считает, что дети нынче пошли наглые, никчёмные и, натурально, исчадия-абьюзеры, а учителя все исключительно ангелы во плоти и жертвы профессии, то я вам так скажу: пока что наша страна может констатировать только ужасающие показатели детских суицидов, а не высокие результаты тестирования уровня школьного образования PISA».
Светлана Богатырёва, семейный психолог, суицидолог и руководитель фонда Just Support, считает, что ситуация с отчислением повлечёт за собой серьёзные проблемы для общества.
«Смотрите, какая ситуация с этим отчислением из НИШ.
Да, ученик безусловно не прав и его поведение требовало реакции. Но, переведя его в обычную школу, какое сообщение дали всем остальным школам и детям? В НИШ так нельзя, а перевод в обычную школу – наказание. Как по мне, это получилось просто ужасно. Это сегрегация на избранных и всю остальную челядь», – написала Богатырёва.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz