Первый и последний визит инженера из Риги в Алма-Ату
- Свидетель.kz

- 10 июл.
- 2 мин. чтения

Председатель Совета ветеранов полиции г. Алматы, полковник в отставке Кадыр Алиев поделился со «Свидетелем» очередной историей из своей богатой милицейской биографии. Дело, которое началось с подозрительного чемодана и закончилось задержанием «инженера-гастролёра» из Прибалтики.
– Это было в 1983 году, – вспоминает Кадыр Алиев. – Мне сообщили, что в гостинице «Туркестан» остановился странный постоялец: с массивным чемоданом и акцентом, не похожим ни на один привычный. Что в чемодане – никто не знал. Но моя интуиция подсказала: дело нечистое.
По словам полковника, он оперативно направил своего человека, чтобы выяснить личность гостя. Удалось установить: гражданин прибыл в Алма-Ату из Риги. Несколько дней наблюдения показали – человек явно занимается чем-то незаконным.
Иностранец из Риги
Через неделю пришёл официальный ответ из Латвийской ССР: Адлес, инженер Рижского завода радиоаппаратуры и акустических систем VEF, где производились магнитофоны ВЭФ, транзисторы, платы. В начале 80-х такие детали были настоящим дефицитом.
– У него в чемодане была целая россыпь тех самых деталей, – говорит ветеран. – Головки для двухдорожечных магнитофонов, радиоприёмники, платы – всё, чего в эпоху тотального дефицита днем с огнём не сыскать. Но нужно было доказать, что он их продаёт.
Опер внедрил своего человека. Тот вошёл в доверие к гостю и купил несколько деталей. После этого Адлеса задержали. Полдня ушло на опись содержимого чемодана.
Следствие установило: инженер ежедневно выносил запчасти с завода, пока за год не набрал целый чемодан. Затем, взяв отпуск, выехал в Алма-Ату, заранее наладив связи с местными мастерами, которым поставлял детали.
– Он сразу заговорил, не стал юлить, – вспоминает Алиев. – Видно, что не любил советскую власть, считал зарплаты мизерными, жить было тяжело. Такой интеллигент, в очках, вежливый, с акцентом. У нас его даже воспринимали как иностранца.
«Отпуск» на три года
В Алма-Ате Адлес чувствовал себя спокойно: дефицит, спрос, слабый контроль. По его словам, в Москве и Ленинграде его бы быстро взяли, да и там этого добра хватало, а здесь – несколько дней хватило, чтобы сбыть полчемодана деталей.
– Он даже спрашивал, кто я такой: мол, на казаха не похож, – улыбается ветеран. – Сказал, что азербайджанец. Мы нашли с ним общий язык. Я даже еду ему приносил из буфета – пожалел в чём-то.
В итоге дело завели по статье 76 часть 3 –«Хищение социалистической собственности». Инженеру пришлось взять длительный «отпуск» на три года. Так завершилась первая и последняя коммерческая гастроль рижского инженера в Алма-Ату.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ





