Правда ли, что в Казахстане есть публичная «карта педофилов»?
- Ayel
- 14 февр.
- 2 мин. чтения

В начале феврале в TikTok появилось видео от интернет-пользователя под ником @zoomernews в котором говорится, что Генпрокуратура Казахстана «недавно выпустила интерактивную карту, где отмечены все осуждённые за педофилию».
Ролик набрал почти 1 миллион просмотров. Многие услышали о карте впервые, другие удивились, найдя в ней знакомых: «Зашёл и увидел знакомого с которым работал 2 года назад, когда был студентом. А я с этим человек за руку здоровался…».
Третьи же усомнились в том, что карта «рабочая», поскольку часто она не открывалась по предлагаемой ссылке.
Электронная карта с адресами и фотографиями педофилов действительно работает в Казахстане. Она была запущена не «недавно», а ещё в 2016 году Генпрокуратурой на сайте комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры в разделе «Геоинформационные системы».
В надзорном органе уверены, что «контроль местонахождения педофилов, уже попавших в орбиту правоохранительных органов, способен предупредить новые случаи преступлений».
Почти десять лет назад в базе данных находилась информация о 1,2 тысячи лиц.
Обновляется ли карта?
Журналисты Kursiv.media узнали, что да. И к тому же получили актуальную ссылку.
«В 2024 году на учете состояли 406 человек по Казахстану, которых осудили за педофилию. Есть распределение по регионам и по каждому человеку детальная информация – фамилия, имя, дата рождения и адрес регистрации, а также фотография.
Больше всего педофилов в Алматинской области – 44 человека, в Астане – 12 человек, в Карагандинской области – один. В Казахстане публикации подлежат сведения о лицах, совершивших правонарушения только в совершеннолетнем возрасте (от 18 лет) и только в отношении малолетних детей (до 14 лет)», - пишет издание.
В 2021 году в Кыргызстане захотели повторить казахстанский опыт. Вице-премьер-министр Эльвира Сурабалдиева предложила «создать информационную базу с данными педофилов по примеру Казахстана».
«Нам тоже нужна такая карта. Настало время привлечь к этому внимание каждого родителя, всего общества. Все мы были свидетелями того, что когда вскрылся факт изнасилования 13-летней девочки, односельчане выставили виноватой саму пострадавшую и ее родителей»,– цитата azattyk.
Напомним, два года назад на заседании по профилактике семейно-бытового насилия депутат мажилиса Бакытжан Базарбек выступил за разработку общедоступного списка, в который будут попадать все «семейные насильники», а также «абьюзеры».
Тогда телеграм-канал Ayel изучив международный опыт, рассказывал, что в мире действительно немало стран в которых созданы похожие реестры, но в них попадают не просто «абьюзеры», а «сексуальные преступники». Такие списки существуют, например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Ямайке, Южной Африке, Ирландии, Великобритании.
Впрочем, несмотря на большое общественное признание «реестров насильников» их эффективность до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Некоторые исследования показали, что «зарегистрированные сексуальные преступники, не имеют более низких показателей рецидивизма, чем те сексуальные преступники, от которых не требуется регистрация».
Критики считают открытые реестры могут привести к стигматизации и затруднить принятие обществом бывших преступников.
Сторонники же уверены, что списки помогут правоохранительным органам и общественности проявлять бдительность в районах проживания людей, ранее совершивших сексуальное насилие. А также способны оказывать «сдерживающее действие» – зная, что их поступки будут записаны и доступны властям и сообществу, некоторые люди будут удерживаться от совершения сексуальных преступлений.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz