Рекламные агентства предупреждают о росте цен из-за нового Налогового кодекса
- Свидетель.kz

- 24 окт.
- 3 мин. чтения

Более сотни представителей казахстанской креативной индустрии и рекламного бизнеса обратились с коллективным обращением в Мажилис и правительство с просьбой пересмотреть норму нового Налогового кодекса. Запрет на вычеты КПН при работе с подрядчиками на упрощёнке угрожает разрывом B2B-цепочек и может оставить без работы сотни тысяч человек.
Новый Налоговый кодекс, который вступает в силу с 2026 года, запрещает компаниям на общеустановленном режиме налогообложения (ОУР) учитывать в расходах закупки у поставщиков, применяющих специальный налоговый режим (СНР), так называемую упрощёнку. Норма вызвала волну протестов со стороны малого и среднего бизнеса, но особенно болезненно она ударит по креативному сектору.
Проектная модель под угрозой
В открытом письме, которое подписали 133 директора рекламных, event- и digital-агентств, продакшн-студий и креативных бюро, бизнес предупреждает: запрет на вычеты фактически выключает микро- и малый бизнес из корпоративных закупок.
«ИП и ТОО на упрощёнке – небольшие видеопродакшены или творческие единицы в лице видеографов, дизайнеров, фотографов, копирайтеров, это «скелет» креативного сектора, основанного на гибкой занятости»,
– говорится в обращении.
По словам авторов письма, ни одно агентство в стране не может содержать всех необходимых специалистов в штате и вынуждено привлекать их попроектно.
Министерство национальной экономики (МНЭ) в ответе отраслевикам объяснило логику запрета необходимостью борьбы с «искусственным дроблением бизнеса», когда крупные компании переносят расходы на подрядчиков на СНР, минимизируя базу по КПН.
Однако представители креативной индустрии настаивают: проектная модель – не дробление, а «единственный способ гибко собирать команды под уникальные задачи».
Рост цен и сокращение штатов
Рекламщики приводят конкретные расчёты последствий нововведения. Видеоролик, который сейчас стоит 5 млн тенге, в 2026 году подорожает на 20-30%, просто чтобы агентства могли сохранить текущий уровень заработка. Если же они не изменят цены, их прибыль упадёт примерно в пять раз.
«Лишь единицы заказчиков смогут позволить себе рост расходов на маркетинг в размере 20% и более, – предупреждают авторы письма. – Вся нагрузка нововведения ляжет на агентства, МСБ и их подрядчиков из креативного сектора».
По их оценкам, на рынке труда со временем может оказаться 20% и более сотрудников отрасли, для которых не хватит рабочих мест.
Проблема усугубляется тем, что крупные заказчики уже начали массово пересматривать политику закупок. АО «Казцинк», сеть Magnum и Евразийский банк публично уведомили о том, что с 2026 года не будут работать с подрядчиками не на ОУР.
«Подобные объявления создают «сигнал» по всей цепочке закупок»,
– отмечают бизнесмены.
«Дискриминационная мера»
На сторону отрасли встал бизнес-омбудсмен Канат Нуров, назвавший в письме помощнику президента по экономическим вопросам норму «дискриминационной».
«Тотальный запрет на вычеты законных сделок создаст неравные конкурентные условия в ущерб микро- и малому бизнесу»,
– указал уполномоченный по защите прав предпринимателей.
По его словам, мера ставит под удар интересы более 2 млн зарегистрированных индивидуальных и малых предприятий, которые обеспечивают занятость примерно 4,5 млн человек. Господин Нуров предупредил об «угрозе экономической стабильности государства».
Критику нового кодекса высказали также Альянс бухгалтеров и аудиторов Казахстана, Ассоциация пищевой промышленности, Союз независимого бизнеса и другие объединения. О росте цен из-за новых норм предупреждают производители продуктов питания, фармацевтические компании и представители фитнес-индустрии.
Предложения
Представители креативной индустрии предлагают компромиссные решения:
сохранить право на вычеты для компаний на ОУР при наличии договора и закрывающих документов;
ввести для ИП, работающих в B2B, повышенную ставку налога 6-8% (против 4% для розницы) при сохранении упрощённого режима;
снижать порог регистрации по НДС не резко вдвое, а поэтапно – на 10-25% за 2-5 лет.
«Государство получит предсказуемый рост собираемости за счет «обеленного» B2B-оборота, а бизнес – понятные правила игры без разрыва цепочек поставок»,
– резюмируют авторы обращения.
«Свидетель» напоминает, что новый Налоговый кодекс также предусматривает повышение НДС с 12% до 16% и снижение порога регистрации по НДС вдвое – с 20 000 МРП до 10 000 МРП.
Мировой опыт
Надо отметить, что Казахстан – не единственная страна, в которой есть упрощённые режимы для малого бизнеса, но при этом существуют проблемы с налоговым вычетом. В основном такое практикуется в странах СНГ, но есть и более «экзотические» примеры.
Бразилия
В Бразилии нет прямого законодательного запрета на учет расходов при оплате поставщикам на упрощенке (Simples Nacional). Однако существует мощный экономический дисбаланс, вызванный правилами возмещения НДС.
Фактически для компании на общем режиме закупка у поставщика на Simples Nacional означает:
Невозможность зачесть входной НДС (ICMS/ISS), что значительно увеличивает реальную стоимость закупки.
Это делает такие сделки крайне невыгодными с налоговой точки зрения для крупных компаний.
Поэтому на практике крупные бразильские компании либо избегают работать с поставщиками на Simples Nacional для основных закупок, либо требуют от них значительных скидок, компенсирующих потерю налогового вычета.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ



