«Сплетни были продиктованы женоненавистничеством». Почему самую противоречивую королеву в истории так ненавидели
- Ayel

- 2 дня назад
- 4 мин. чтения

Мария-Антуанетта – королева Франции и Наварры (с 10 мая 1774 года), младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Став королевой, своими «свободными манерами» настроила против себя французский двор, а расточительностью –жителей Парижа, от которых получила прозвища Австриячка и Мадам Дефицит. Её презирали и называли «пустоголовой», а затем казнили. Она – одна из самых противоречивых героинь истории и поп-культуры. Однако недавняя крупная выставка, посвящённая Марии-Антуанетте, ставит под сомнение некоторые общеизвестные утверждения. Публикуем выдержки из статьи BBC.
«Все взоры будут устремлены на вас», – предупреждала Мария Терезия, императрица Австрии, в апреле 1770 года, когда её дочь, 14-летняя эрцгерцогиня Мария Антония, готовилась выйти замуж за будущего короля Франции Людовика XVI в Версальском дворце. Тем не менее, пристальное внимание, которому подверглась Мария-Антуанетта, как позже стали называть эрцгерцогиню, оказалось гораздо более жестоким, чем ожидалось. Её поносили как развратницу, заговорщицу и безрассудную расточительницу, чей непомерный образ жизни разорял страну, – обвинения, которые ускорили Французскую революцию и привели к редкому и шокирующему зрелищу: публичной казни королевы.
Увлечение Марией-Антуанеттой никогда не ослабевало, но её история всё чаще подвергается сомнению.
Заслуживала ли она презрения, или же она была мученицей, зажатой между конфликтующими интересами и уничтоженной ложью?
Для Сары Грант, куратора выставки «Стиль Марии-Антуанетты», она – «самая модная, тщательно изучаемая и противоречивая королева в истории». Отмечая 270-летие со дня рождения этой «ломающей шаблоны, но оклеветанной фигуры», выставка прославляет её чувство стиля и исследует некоторые мифы, связанные с ней.
Один из таких мифов её комментарий «пусть едят пирожные», дерзкий ответ на опустошительную нехватку хлеба. В действительности Мария-Антуанетта никогда не произносила фразу.
Впервые она упоминается в «Исповеди» Жана-Жака Руссо, где он приписал её некой французской принцессе. «Исповедь» была создана в 1765 году, когда Марии-Антуанетте было 10 лет и она все ещё находилась в Австрии.
Ещё больше фальшивых новостей в «деле с бриллиантовым ожерельем» (1785-1786), которое собрано из более чем 600 бриллиантов. Оно было ложно заказано на имя королевы, что укрепило её репутацию излишества, несмотря на её оправдание на суде. На выставке представлена реплика, а также ожерелье Сазерленда, которое, как сообщается, содержит камни из оригинала.
Впрочем, роскошный образ жизни молодой королевы, безусловно, был солью на раны голодающих бедняков. Привязанная к слабоумному и довольно скучному мужу, который больше интересовался охотой, чем ею, и в течение семи лет по медицинским показаниям не могла завершить их брак, она находила развлечение в экстравагантных вечеринках, азартных играх и моде. Её причудливо украшенные платья с огромными структурными панелями, увенчанные высокими орнаментальными причёсками, были широко скопированы в то время и позже вдохновили поп-звезд, таких как Мадонна и Рианна, и модельеров, таких как Вивьен Вествуд, Dior и Moschino.
Тем не менее, некоторые эксперты считают, что прозвище «мадам Дефицит» было неоправданным. Хотя она тратила меньше, чем братья короля, и была всего лишь одной из ряда расточительных французских монархов, иностранная королева стала удобным козлом отпущения за то, как французское правительство распоряжалось деньгами.
«На самом деле Францию банкротят расходы на войны, а не деньги, которые тратит Мария-Антуанетта. Её бюджет на гардероб сегодня эквивалентен примерно 1 миллиону долларов, но Франция потратила 11,25 миллиарда долларов только на американскую войну за независимость»,– сказала Грант BBC. При этом даже с сокращением расходов королева нашла новых врагов.
«Когда она перестаёт носить шелка, шёлковая промышленность пришла в смятение, потому что их средства к существованию находятся под угрозой.
И когда в 1783 году она попыталась создать другой образ с портретом в более повседневном «деревенском» наряде, который она хотела популяризировать, он был быстро заменён чем-то более сложным и формальным», – объясняет Грант.
Фольклор, окружающий Марию-Антуанетту, также упускает из виду её филантропию. Каждый год она перерабатывала свой гардероб, делясь им между своими сотрудниками; она усыновила нескольких детей, в том числе Жана Амилькара родом из Сенегала, которого она освободила из рабства. Исследовательница и писательница Мелани Берроуз рассказала BBC, что королева также «отклоняла предложения дорогих подарков от своего мужа» и «щедро жертвовала на благотворительность». Она не была «пустоголовой идиоткой, как её часто изображают», утверждает Берроуз, она была «благонамеренной, щедрой и добросердечной».
В отличие от короля королева не имела официальной власти и должна была оставаться на заднем плане. Мария-Антуанетта же считалась слишком выдающейся, слишком энергичной и слишком готовой использовать своё обаяние для вмешательства в политические дела, тайно лоббируя министров и выступая против конституционных реформ, которые требовала страна. Поэтому враги королевы распространяли клеветнические памфлеты, некоторые порнографические, обвиняющие её в распущенности (граф Аксель фон Ферзен, по сути, её единственный известный любовник), оргиях, лесбийских отношениях и даже инцесте.
Сплетни были «продиктованы женоненавистничеством», считает Сара Грант, добавляя, что «многие мифы, которые сохранились, возникли в 19 веке, когда её биографии (были) написаны мужчинами». По словам Берроуз, королева на самом деле редко пила, занималась только «очень лёгким флиртом» и «ненавидела, когда её видели обнажённой даже её собственные служанки».
Ещё «она была преданной матерью», – сказала BBC доктор Лаура О'Брайен, доцент современной европейской истории в Университете Нортумбрии в Великобритании. Мария-Антуанетта была первой французской королевой, которая кормила грудью и одевалась.
Продолжающееся увлечение самой ненавистной королевой Европы также связано с трагедией её истории: малолетняя невеста из королевской династии оказалась в безвыходной ситуации и в конечном итоге превратилась в трагическую фигуру в белой сорочке, с коротко остриженными волосами, которую везли на телеге навстречу смерти. Для революционеров она стала символом всего, что Франция должна была изменить. После казни в 1793 году появилась тенденция к коротким стрижкам «дикобраз» и кроваво-красным чокерам, как отсылка к гильотине.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz



