Что из себя представляет Строительный кодекс и почему депутаты им недовольны?
- Политпросвет.kz

- 8 окт.
- 3 мин. чтения
Мажилис сегодня принял в первом чтении проект Строительного кодекса и сопутствующие поправки по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства. Документы, направленные на устранение системных проблем в отрасли, охватывают весь жизненный цикл строительных объектов — от градостроительного планирования до сноса.
Контроль за строительством
Законопроектом предусмотрена норма о создании саморегулируемых организаций (СРО) в проектировании, экспертизе и строительно-монтажных работах. Они заменят часть лицензий и возьмут на себя ответственность за качество работ и дисциплину участников.
Также закрепляется механизм общественного контроля: генеральные планы и проекты детальной планировки должны выноситься на обязательное обсуждение с гражданами, депутатами маслихатов и общественными организациями.
Усиливается и государственный контроль. В частности, будет возвращена госэкспертиза объектов I и II уровней сложности — школ, больниц, крупных торговых центров, заводов, фабрик и т.д. При приёмке жилья в эксплуатацию обязательным станет участие представителей ГАСК и МЧС. Проверки будут проводиться непосредственно на объекте, что должно снизить коррупционные риски. Кроме того, вводится новая форма оперативного реагирования, позволяющая приостанавливать строительство при выявлении нарушений по обращениям граждан или публикациям в СМИ.
Ответственность за качество и безопасность
По предложению депутатов в градостроительную документацию включён обязательный учёт карт сейсмического микрозонирования, что позволит точнее учитывать риски и применять инженерные решения в зонах повышенной опасности.
Проект предусматривает увеличение минимального гарантийного срока на строительные объекты с 2 до 5 лет. Кроме того, вводятся нормы эксплуатации зданий — от текущего ремонта до реагирования на аварии в течение всего жизненного цикла.
Безбарьерная среда
В документе закреплены обязательные нормы безбарьерной среды — для маломобильных граждан, пожилых и родителей с детьми. Требования распространяются на жилые и общественные здания, транспортные узлы и парковки.
Цифровизация и автоматизация
Кодекс предусматривает внедрение единой цифровой системы «одного окна» для всех процедур — от планирования до мониторинга строительства. Все сервисы (aisgzk.kz, e-psd.kz, peo.saraptama.kz, e-Qurylys.kz) будут объединены через портал eGov. Создаётся единый реестр сертифицированных специалистов, лицензий и разрешений, а также механизм автоматизированного контроля самовольных застроек.
Кроме того, закрепляется технология информационного моделирования (ТИМСО), позволяющая создавать цифровые 3D-модели зданий для точного проектирования и управления объектами.
Стандарты и сертификация специалистов
Проектом вводится понятие Национального института технического нормирования, координирующего обновление стандартов и разъяснение строительных норм. Предлагается наделить этой функцией КазНИИСА — единственный государственный институт, занимающийся развитием строительной науки с 1931 года.
Система аттестации специалистов заменяется сертификацией с ведением единого цифрового реестра, что должно повысить прозрачность рынка и исключить недобросовестных участников.
Долевое строительство
Новый кодекс объединяет прежние нормы закона о долевом строительстве и уточняет механизмы защиты дольщиков. Средства граждан разрешается привлекать только тремя способами: через гарантию Единого оператора жилищного строительства, через банк второго уровня или после возведения каркаса дома. Для каждого проекта предусматривается финансовая гарантия и резервный фонд. Это должно полностью исключить случаи обмана дольщиков и сделать рынок жилья прозрачным.
Поправки в смежные законы
Помимо принятия Строительного кодекса предусмотрено внесение изменений в другие законодательные акты. В частности, в Гражданский кодекс, где уточняются нормы о гарантиях качества при строительстве и допускается начало гарантийного срока с момента приёмки отдельных этапов работ. В Земельном кодексе будет закреплена обязательная приостановка работ при обнаружении историко-культурных объектов.
Но самые интересные поправки касаются Лесного кодекса. Из компетенции уполномоченного органа (это, видимо, Комитет лесного хозяйства и животного мира министерства экологии и природных ресурсов) исключается функция предоставления участков под строительство — это будут делать сами лесопользователи и местные исполнительные органы. Кроме того, расширяются виды долгосрочного лесопользования: помимо оздоровительных, рекреационных и туристских целей, туда включено и развитие рыбного хозяйства.
Критика и спорные вопросы
Проект Строительного кодекса еще до рассмотрения в парламенте вызвал многочисленные нарекания. К примеру, депутат мажилиса Болатбек Алиев заявлял, что документ, на разработку которого ушло 382 млн тенге, фактически является компиляцией трех законов, а оригинальность текста составляет не более 1%. Его коллега Бакытжан Базарбек также утверждал, что стоимость разработки законопроекта завышена более чем на 290 млн тенге. Правда, тогдашний министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев опроверг эти данные, заявив, что его ведомство опротестовало заключение Минфина, в котором было сказано о завышении суммы.
Есть у депутатов претензии и к содержанию кодекса. Так, мажилисмен Асхат Аймагамбетов отметил, что ряд поправок, предложенных парламентом, в проект не вошёл. Среди них:
запрет на строительство новых жилых комплексов без школ, детсадов и поликлиник;
обязательные замки безопасности на окнах;
ужесточение геологических экспертиз;
запрет на смену целевого назначения земель, предназначенных для строительства социальных объектов;
наделение меморандумов между бизнесом и акиматами юридической силой;
участие в приёмке объектов профильных организаций;
усиление административной и введение уголовной ответственности за некачественное строительство.
Аймагамбетов подчеркнул, что эти нормы должны быть закреплены именно в кодексе, а не в подзаконных актах.
«Закон имеет высшую юридическую силу. Его нельзя отменить приказом или письмом, только парламентом. Можно сослаться в суде, можно требовать ее исполнения и привлекать к ответственности за нарушение. Поэтому все наши нормы - это нормы совести. Закон должен защищать не квадратные метры, не застройщиков и не толстосумов, а граждан», - написал он в своем телеграмм-канале.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz


