Что нужно изменить в Конституции, чтобы провести парламентскую реформу
- Свидетель.kz

- 15 окт.
- 2 мин. чтения

Президент Касым-Жомарт Токаев провёл первое заседание Рабочей группы по парламентской реформе, на котором раскрыл масштаб предстоящих законодательных изменений.
Объём законодательных изменений
По словам главы государства, парламентская реформа потребует колоссальной юридической работы:
Около 40 статей Конституции будут изменены.
Минимум 10 конституционных законов потребуют приведения в соответствие.
Более 50 кодексов и законов необходимо адаптировать.
«Этот процесс, по сути, сравним с принятием новой Конституции»,
– подчеркнул президент.
Ключевые законодательные инициативы
Переход к однопалатному Парламенту
Две трети стран мира уже используют однопалатную систему.
Реформа направлена на повышение эффективности законотворческого процесса.
Ускоренный темп принятия решений в условиях цифровизации.
Пропорциональная избирательная система
Формирование Парламента по партийным спискам.
Цель – создание профессионального депутатского корпуса.
Стимулирование многопартийности и политического диалога.
Цифровизация парламентской работы
Внедрение системы e-Parlament.
Новые формы участия граждан в политической жизни.
Адаптация к современному ритму работы.
Усиление профессионализма
Депутатский корпус должен состоять из профессионалов.
Снижение роли популизма.
Уже реализованные реформы
Токаев напомнил о предыдущих этапах модернизации:
Закреплены нормы о парламентской оппозиции.
Гарантирован пост председателя комитета Мажилиса для партий меньшинства.
Снижен избирательный порог для партий.
Расширены полномочия Мажилиса (с 2022 года законы принимает Мажилис, а Сенат одобряет).
Принципы проведения реформы
Эволюционный подход – без революционных скачков, с учётом национальной специфики.
Широкое обсуждение – концепция «Слышащего и Справедливого государства».
Тщательная подготовка – глубокая проработка каждой статьи и нормы.
Учёт мнения граждан – все предложения через E-Otinish и E-Gov будут изучены.
Профессиональная экспертиза – в Рабочую группу вошли представители Парламента, правительства, партий, юристы, ученые.
Что дальше?
Президент подчеркнул, что реформа будет проводиться поэтапно:
Всестороннее обсуждение в обществе и экспертной среде.
Анализ всех предложений граждан.
Тщательная проработка каждого изменения.
Окончательное решение – через референдум.
«Столь важный шаг должен быть принят только посредством широкого обсуждения»,
– заявил Токаев.
Мировой опыт
Однопалатные парламенты существуют как в больших странах (Китай), так и в маленьких – Ватикан.
Швеция
В 1866 году Парламент (Риксдаг) стал двухпалатным и состоял из Первой палаты, избиравшейся ландстингами и собраниями городских поверенных крупнейших городов, и Второй палаты, избиравшейся мужчинами-налогоплательщиками (с 1919 года всеми совершеннолетними гражданами) по мажоритарной системе.
В результате реформы в 1969-1971 годах стал однопалатным.
Риксдаг состоит из 349 членов, избираемых сроком на 4 года, а также избираемых вместе с ними вдвое большее количество резервных членов, избираемых по пропорциональной системе по многомандатным округам сроком на 4 года.
Монголия
Великий государственный хурал – высший законодательный орган (Парламент) Монголии(первый созыв 1992-1996).
Каждый из 126 членов Парламента представляет свой избирательный округ и выбирается простым большинством на срок 4 года. Выборы признаются состоявшимися только при 50 % явке избирателей. Монгольские граждане могут голосовать с 18-летнего возраста при условии проживания на территории Монголии. Баллотироваться могут граждане старше 25 лет.
Хурал утверждает кандидатуру премьер-министра (предлагаемую президентом) и других министров. Парламент вправе преодолеть вето президента на законопроект, для чего требуется 2/3 голосов. Такое же количество голосов требуется для изменения Конституции.
Фото: Akorda.kz
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ




