Электросамокаты всё-таки поставят на учёт и «повесят» на них большие номера
- Свидетель.kz

- 16 минут назад
- 2 мин. чтения

Похоже, эпоха анонимных поездок на электросамокатах в Казахстане подходит к концу. В МВД РК и Мажилисе озвучили новые жёсткие требования к кикшерингу. Если раньше правила касались в основном водителей, то теперь ответственность перекладывают на компании-прокатчики.
Номера будут, но не «автомобильные»
МВД не будет выдавать госзнаки на каждый самокат в ЦОНе.
Как это будет: Компании обязаны сами разработать и повесить на каждый самокат крупный читаемый номер единого образца.
Зачем: Чтобы любой прохожий или камера могли увидеть цифры и заявить о нарушении. «Самокат с номером 123 сбил человека» – и агрегатор моментально находит, кто был за рулём.
Страховка за счёт компании
Вводится обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельца самоката. Теперь, если клиент на прокатном самокате нанесёт кому-то ущерб, платить будет страховая компания.
Жёсткий фильтр: 18+ и права
Депутат Магеррамов подчеркнул: выезд на проезжую часть – строго с 18 лет и только с водительскими правами любой категории.
Компании обязаны программно ограничить доступ для тех, у кого нет прав, или не пускать их на дорогу (технически это сложно, поэтому, скорее всего, ужесточат регистрацию в приложении).
Скорость и «брошенки»
Согласно ПДД на тротуарах скорость строго до 6 км/ч. Компании обязаны установить «ограничители» (устройства измерения), которые физически не дадут разогнаться быстрее в пешеходных зонах.
Вводится штраф для компаний за разбросанные самокаты, которые мешают пешеходам.
Почему это важно?
Раньше полиция разводила руками: «Мы не знаем, кто ехал». Теперь ответственность солидарная. Компании будут платить штрафы (от 20 до 40 МРП) за бардак с парковкой и допуск бесправных за руль, поэтому им станет выгоднее самим «закрутить гайки» пользователям.
Предыстория
Напомним, первые поправки в Закон «О дорожном движении», касающиеся самокатов, вступили в силу ещё 30 августа 2023 года. Тогда законодательно закрепили понятие «электросамокат», разрешили ездить по правой полосе только в шлеме и с правами любой категории, а по тротуару – со скоростью не более 6 км/ч.
Однако, как показывает практика и статистика ДТП, контроль «на честном слове» не работает. Новые меры с номерами и ответственностью бизнеса призваны сделать наказания за нарушения неотвратимыми.
Новости о подобных изменениях были раньше, но тогда всё было на уровне разговоров.
Май 2025 года: замминистра МВД Игорь Лепеха уже предлагал модернизировать номера законодательно. Тогда он говорил, что «номера со спичечный коробок» не работают и нужно делать большие читаемые знаки, как в Москве. Но тогда это было просто предложение МВД.
3 декабря 2025 года Мажилис принял во втором чтениипоправки в Закон «О профилактике правонарушений». Теперь обязательная регистрация, страховка и ответственность шеринговых компаний – это уже не просто идея, а утверждённая депутатами норма, которая уходит в Сенат, а затем на подпись президенту.
Фото: shutterstock.com/Vladimir Tretyakov
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ


