top of page

Электросамокаты всё-таки поставят на учёт и «повесят» на них большие номера

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 16 минут назад
  • 2 мин. чтения

ree

 


Похоже, эпоха анонимных поездок на электросамокатах в Казахстане подходит к концу. В МВД РК и Мажилисе озвучили новые жёсткие требования к кикшерингу. Если раньше правила касались в основном водителей, то теперь ответственность перекладывают на компании-прокатчики.


 


Номера будут, но не «автомобильные»


 


МВД не будет выдавать госзнаки на каждый самокат в ЦОНе.



Как это будет: Компании обязаны сами разработать и повесить на каждый самокат крупный читаемый номер единого образца.



Зачем: Чтобы любой прохожий или камера могли увидеть цифры и заявить о нарушении. «Самокат с номером 123 сбил человека» – и агрегатор моментально находит, кто был за рулём.


 


Страховка за счёт компании


 


Вводится обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельца самоката. Теперь, если клиент на прокатном самокате нанесёт кому-то ущерб, платить будет страховая компания.


 


Жёсткий фильтр: 18+ и права


 


Депутат Магеррамов подчеркнул: выезд на проезжую часть – строго с 18 лет и только с водительскими правами любой категории.



Компании обязаны программно ограничить доступ для тех, у кого нет прав, или не пускать их на дорогу (технически это сложно, поэтому, скорее всего, ужесточат регистрацию в приложении).


 


Скорость и «брошенки»


 


Согласно ПДД на тротуарах скорость строго до 6 км/ч. Компании обязаны установить «ограничители» (устройства измерения), которые физически не дадут разогнаться быстрее в пешеходных зонах.



Вводится штраф для компаний за разбросанные самокаты, которые мешают пешеходам.


 


Почему это важно?


 


Раньше полиция разводила руками: «Мы не знаем, кто ехал». Теперь ответственность солидарная. Компании будут платить штрафы (от 20 до 40 МРП) за бардак с парковкой и допуск бесправных за руль, поэтому им станет выгоднее самим «закрутить гайки» пользователям.


 


Предыстория


 


Напомним, первые поправки в Закон «О дорожном движении», касающиеся самокатов, вступили в силу ещё 30 августа 2023 года. Тогда законодательно закрепили понятие «электросамокат», разрешили ездить по правой полосе только в шлеме и с правами любой категории, а по тротуару – со скоростью не более 6 км/ч.



Однако, как показывает практика и статистика ДТП, контроль «на честном слове» не работает. Новые меры с номерами и ответственностью бизнеса призваны сделать наказания за нарушения неотвратимыми.


Новости о подобных изменениях были раньше, но тогда всё было на уровне разговоров.


 


Май 2025 года: замминистра МВД Игорь Лепеха уже предлагал модернизировать номера законодательно. Тогда он говорил, что «номера со спичечный коробок» не работают и нужно делать большие читаемые знаки, как в Москве. Но тогда это было просто предложение МВД.


 


3 декабря 2025 года Мажилис принял во втором чтениипоправки в Закон «О профилактике правонарушений». Теперь обязательная регистрация, страховка и ответственность шеринговых компаний – это уже не просто идея, а утверждённая депутатами норма, которая уходит в Сенат, а затем на подпись президенту.


 

 


Фото: shutterstock.com/Vladimir Tretyakov


 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page