В Казахстане сложилась парадоксальная ситуация – спутниковым интернетом от Starlink запретили пользоваться гражданам, но само государство пользоваться будет «в виде эксперимента». Рядовому же пользователю грозит штраф в 10 МРП (34 500 тенге). Впрочем, чиновники пока лишь напугали штрафом – каким образом органы будут выявлять владельцев аппаратуры, казахстанцам не рассказали.
Telegram-канал «Свидетель» выяснил стоимость интернета от Илона Маска для казахстанцев: тариф Starlink Residential, рассчитанный на физлиц, стоит 110 долларов в месяц с оплатой оборудования в 599 долларов. Главный плюс – нет контрактов, поэтому клиенты могут отменить оплату в любое время. Минус – высокая стоимость, которая точно не по карману большинству пользователей.
При этом, с одной стороны, государство технологию запрещает, а с другой – тестирует её в пилотном режиме: 10 школ в Алматинской области подключены к Starlink, и есть договорённость о подключении ещё двух тысяч.
В октябре, выступая на форуме Digital Bridge, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин заявил, что государство само попросило компанию Илона Маска помочь с интернетом в отдалённых сёлах. Мол, в министерстве устали ждать, когда телеком-операторы дойдут до сёл.
«Мы и так их заставляли, и сяк. Всё-таки я их не одолел. В итоге пришлось обратиться к SpaceX», - цитирует Tengrinews главу ведомства.
Кого «не одолел» Мусин
Интернет в Казахстане централизован, и трафик осуществляется в основном через сети национального оператора АО «Казахтелеком», а также через компании Beeline и «Транстелеком». По сути, большая часть казахстанского интернета сосредоточена в руках государства. Мы рассказывали об империи «Казахтелекома», который монополизировал рынок. Контрольный пакет акций «Казахтелекома» принадлежит госфонду «Самрук-Казына». Председателем правления является 48-летний Куанышбек Есекеев, который занимает эту должность с 2010 года (13 лет в должности – это, пожалуй, рекорд для квазигоссектора).
Багдат Мусин летом говорил, что «Казахтелеком» до конца года продаст одного мобильного оператора в частные руки, но этого не произошло. Теперь продажу перенесли на 2024 год, но какая компания выйдет из структуры «Казахтелекома», не уточняется.
Сосредоточив привлекательные телекоммуникационные активы в одних руках, государство получило и эффективный способ контроля над ними. Как говорится в Спецотчёте о январском шатдауне «Qazaqstan Shutdown 2022», подготовленном казахстанскими общественниками и правозащитниками, «Шатдауны (ограничения или отключения интернета) в Казахстане стали возможны из-за того, что интернет в стране централизован. Кроме того, согласно п. 3 ст. 41-1 Закона «О связи», операторы связи и (или) АО «Государственная техническая служба» (ГТС) обязаны исполнить предписание госоргана (Комитет национальной безопасности), принявшего решение о приостановлении связи в течение двух часов».
Похоже, сейчас государство будет решать, на каких условиях в Казахстан зайдет SpaceX и будет ли компания выполнять требования казахстанского законодательства. В сентябре 2022 года во время массовых антиправительственных протестов Илон Маск разблокировал работу терминалов Starlink на территории Ирана без разрешения иранского регулятора. В результате сейчас власти Ирана хотят ввести уголовную ответственность за использование оборудования SpaceX.
Ещё один камень преткновения – то, что оборудование Маска находится в космосе. Илон Маск запустил на низкую орбиту целую группировку спутников (3759 аппаратов), которые передают интернет-сигнал от наземных станций Starlink до пользовательского терминала и обратно. А по казахстанскому законодательству операторам запрещается создавать сети связи, центр управления которыми расположен за пределами страны.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
Comments