top of page
Фото автораShishkin_like

Бизнес-империя Айдына Рахимбаева. Часть 2


Продолжаем описывать бизнесы одного из богатейших казахстанцев Айдына Рахимбаева. В предыдущей части мы рассказывали о его главном активе – BI group, а также показателях и госконтрактах дочерних предприятий, входящих в структуру ЧК «General Contractors Group».


Сегодня наш редактор Айгерим Мекишева расскажет об одном из крупнейших кластеров BI Group, объединённых под «зонтиком» ТОО «BI-development», ценные бумаги которого торгуются на AIX, а построенное жильё приобретается госорганами в рамках госзакупок. Кроме того, речь пойдёт о деятельности ТОО «Cемарко» и его дочерних предприятий – одному из них доверяет свои подряды NCOC, а также о частной школе Quantum STEM school – за год учёбы в ней придётся заплатить несколько миллионов тенге. Также мы расскажем о предприятиях Рахимбаева, которые финансирует Банк Развития Казахстана (БРК), амбициях бизнесмена в сфере нефтедобычи и стартапов, а также активной общественной деятельности.

 

TOO «BI-development», его прямые и косвенные дочерние предприятия


TOO «BI-development» – это дочернее предприятие зарегистрированной в прошлом году на территории МФЦА ЧК General Residence development group (прямая дочка Bi group Ltd.) и ТОО «Гарант-сервис НС», которое само является прямой «дочкой» BI-development (такой юридический уроборос). В его орбиту входит порядка 175 прямых и косвенных субсидиарных юрлиц. Их совокупные налоговые выплаты за год составляют 29 млрд тенге. Отчисления BI-development – 4,3 млрд тенге с 2015 года.

Общая сумма госзакупок прямых и косвенных «дочек» BI-development относительно небольшая – около 359,6 млн тенге с 2016 года. Речь в соглашениях среди прочего идёт о квартирах для аппарата Верховного суда и Департамента судебной администрации РК по Астане, приобретении алматинской поликлиникой № 17 нежилого помещения (135 кв. м) в ЖК «Атамекен», текущем ремонте жилья в Арыси в рамках ликвидации последствий ЧС техногенного характера в 2019 году.

Предприятия из этого семейства занимаются финансовыми услугами, покупкой и продажей многоквартирных жилых домов, строительством жилых и нежилых зданий, производством бетона и других стройматериалов – всего более 20-ти видов деятельности, среди которых есть даже подача напитков и организация отдыха и развлечений.


По информации Jusan Invest, 63% выручки BI Group в 2022 году было сгенерировано именно группой компаний BI-development, а площадь построенных ею в этот период объектов – почти 1,8 млн кв. метров. Отметим, что данные этого брокера и, например, Forbes.kz по общей выручке BI group Ltd существенно разнятся: 862 млрд тенге против 571,06 млрд тенге.


●     Именно к этому кластеру компаний относится ТОО «ModeX Astana», которое почти на 12,7 млрд тенге было профинансировано Банком Развития Казахстана (БРК) по годовой ставке от 6,7% (на 18 месяцев) до 13,92-16,6% (на 9 лет). При этом общая стоимость проекта по выпуску модульных железобетонных конструкций, по информации БРК, составила около 26,8 млрд тенге. Однако Казинформ, сообщая о визите главы государства на завод, упоминал в этой связи о сумме гораздо меньшей – 16 млрд тенге.


●     Также одним из косвенных дочерних предприятий BI-development является совместное предприятие со строительной корпорацией Bazis-A – Sovico holdings Kazakhstan. В рамках проекта Айдын Рахимбаев и семья Беловичей, которая расположилась двумя строчками выше него в локальном рейтинге богатейших бизнесменов Forbes с состоянием 790 млн долларов США, инициировали строительство ЖК с бизнес-центрами, ТРЦ, детсадами, школами и парком. Очевидно, речь идёт о так называемом бигвилле Capital park в Астане.


ТOO «Семарко» и его «дочки»


BI group вошла в ТОО 50% долей в 2019 году. Другой хозяин СП – транснациональная группа греческого происхождения Archirodon Group NV, которая занимается строительством промышленных, морских и береговых инфраструктурных объектов. «Семарко», как и Archirodon, является EPC-контрактором (от англ. engineering, procurement and construction или «проектирование, закупки и строительство»), т.е. реализует крупные объекты «под ключ». Известно, что компания владеет земельным участком площадью 5 га с береговой линией 115 м.


В контексте крупных проектов «Семарко» вместе с китайскими CAMC Engineering и Dalian Dehua Engineering строит в Жамбылской области завод по производству кальцинированной соды Qazaq Soda. Инвестор – турецкий Yildirim Holding, принадлежащий братьями Али Ризе и Роберту Юкселю Йылдырымам. Инвестиции в завод на первом этапе составили 400 млн долларов США. Предполагалось, что проект также будет рассмотрен для финансирования в рамках госпрограмм. Рассчитываемая мощность – до 1 млн тонн соды в год. По ожиданиям, строительство завершится в этом году.


У «Семарко» 5 прямых и косвенных действующих «дочек». За год они уплатили 591 млн тенге в виде налогов, материнская компания – почти 33 млрд тенге с 2015 года.

Предположительно, компании из этой группы участвуют в тендерных процессах на площадке для недропользователей и их поставщиков – Nadloc, не предоставляющей детализированный открытый доступ.


ТОО «СК Спецмонтажстрой»

Мы писали о контракте этого дочернего предприятия «Семарко» с North Caspian Operating Company  (NCOC) на дноуглубительные работы в районе Кашагана в связи с падением уровня Каспия.


По планам, подрядчик должен был прорыть 56-километровый канал, перелопатив около 20 млн кубометров грунта. Экологи выступали против проекта, утверждая, что из-за образуемых при строительстве отвалов нарушится природный баланс, пострадает не только бентос, а также ихтиофауна и тюлени. Некоторые эксперты в контексте цикличной (100 лет) трансгрессии и регрессии моря вообще называли этот дорогостоящий проект бессмысленным и абсурдным.


Ещё до возникновения «рекордных» претензий государства к NCOC по поводу неправильного хранения серы (5 млрд долларов США) и упущенной экономической выгоды (150 млрд долларов) оно конфликтовало с консорциумом и из-за «дноуглубления», отказавшись учитывать расходы при формировании объёма т.н. компенсационной нефти. Эти работы не были включены в рабочую программу Северо-каспийского проекта, а значит, и финансовых обязательств у РК быть не должно, объяснял Turanpress.kz. Тогда проблему удалось решить благодаря личному вмешательства президента, отмечал ресурс.


Karabatan Chemical corporation и «Шагала»

Если в упоминаемом выше ТОО «СК Спецмонтажстрой», помимо Archirodon и BI, присутствует капитал старейшей нидерландской морской дноуглубительной компании Van Oord, то в капитале другой «дочки» «Семарко» – TOO «Karabatan Chemical corporation» – зарегистрированная на Кипре Metrpolix holdings Ltd. и Канат Абдуманапов в личном качестве. 


Бизнесмен руководил ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» (KPI ), а в 2018 году был назначен руководителем Департамента по закупкам АНПЗ. О KPI мы писали в обзоре бизнес-империи Тимура Кулибаева. Предприятие принадлежит АО «НК Казмунайгаз», ТОО Samruk-Kazyna Ondeu («дочка» АО «ФНБ Самрук-Казына»), российскому ПАО «Сибур Холдинг» и чете Кулибаевых. Само Karabatan Chemical corporation занимается нефтепереработкой, производством полимеров и синтетического каучука в Атырау на территории СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».


Актауское ТОО «Шагала» из подсемейства «Семарко» занимается арендой и управлением собственной недвижимостью. В него входят строительная компания Kazregionstroy и Ассоциация производителей и потребителей нефтегазохимической продукции.


TOO «BI property» и его субсидиарные предприятия


У ТОО 19 прямых и косвенных дочерних предприятий. Они занимаются арендой, субарендой и управлением недвижимостью, в том числе собственной, предоставлением услуг гостиницами с ресторанами, основным и общим средним образованием, включая вспомогательную деятельность в этой области, и, конечно, строительством. Налоги BI property: 460 млн тенге с 2015 года, отчисления ее субсидиарных предприятий – около 3 млрд тенге за год.


Госзакупки прямых и косвенных «дочек» BI property: 4,9 млрд тенге примерно с 2016 года. В госконтрактах идёт речь о гостиничных и представительских услугах, приобретении здания Управлением делами акима Акмолинской области в Кокшетау, аренде зданий, помещений коворкинга, парковок, уборке и размещении наружной рекламы. В этих закупках, среди прочих объектов, фигурируют астанинские БЦ «Аура» и «Зелёный квартал».


Quantum STEM school

К кластеру BI Property относится Quantum STEM school, которую Айдын Рахимбаев основал вместе с Бериком Каниевым. В отличие от школ Binom учебное заведение было построено не в рамках ГЧП. По документам, соучредителями ТОО «Quantum management company» являются BI property и АО «Lancaster group Kazakhstan» (его бенефициары, как мы уже писали по состоянию на июль 2022 года, представители семьи Каппаровых, Берик Каниев, Юрий Пак и супруга акима Алматы – Гульнар Досаева).


У Quantum management company 4 действующих «дочки»: ТОО «Quantum STEM school», ТОО «Green Astana», ТОО «Quantum STEM Almaty» и ТОО «Quantum STEM Shymkent». Судя по мизерным налоговым отчислениям, школы этой сети в Алматы и Шымкенте ещё в проекте, а актюбинское предприятие с аналогичным названием Quantum STEM Aktobe и вовсе исключено из статистического реестра.


Открытие первой школы под этим брендом в столице состоялось в 2021 году. Стоимость обучения на 2024-2025 учебный год – 3,3 млн тенге и 200 тыс. тенге –единоразовый вступительный взнос. Отдельно взимается плата за питание – более 600 тыс. тенге в год и развозку – 53 тыс. тенге. Приблизительный доход школы, по информации Forbes.kz, 3,26 млрд тенге, а количество учеников – 900 (по информации самой школы – 1020).


Вторая школа образовательного проекта Quantum – Riviera International School – открылась в Астане в прошлом году. Её приблизительный доход – 2,77 млрд тенге, стоимость обучения в месяц – 460 тыс. тенге, а количество учеников – 669 (Forbes.kz). Однако в этом учебном заведении учредитель пока один – BI property (без Lancaster group).

Издание утверждает, что обучение основано на междисциплинарном взаимодействии в области математики, других точных наук и инженерии.


Hilton Astana

Также среди субсидиарных предприятий BI Property ТОО «Шаңырақ Platinum», которое занималось строительством гостиничного комплекса Hilton на 253 номера в Астане на территории EXPO-2017. Его строительство обошлось в 43,7 млрд тенге, из них 7 млрд тенге было выделено БРК, 30,2 млрд тенге поступили от АО «НК «Астана EXPO -2017», 6,4 млрд тенге – собственные средства заёмщика. Кредитные линии были выделены под 13-13,23% годовых на 13 лет. Заметим, что среди бенефициаров предприятий BI group иногда встречаются топ-менеджеры холдинга. Например, Гульнур Сарсекеева участвует в ТОО «BI property» и, соответственно, его «дочках» и «внучках».

 

ТОО «BI-Holding» и его «дочки»


О некоторых дочерних предприятиях, совместных с родственными компаниями из BI Group, мы писали в предыдущих частях материала. Из неохваченных в нашем обзоре юрлиц из орбиты BI-Holding остались:

●     ТOO «BI University» – корпоративный университет BI group для сотрудников, его соучредителем является директор учреждения – Ольга Баспаева.

●     TOO «BI capital» – занимается арендой легковых автомобилей и организацией отдыха и развлечений, одновременно является дочерним предприятием корпоративного университета и BI-holding.

●     ОЮЛ «Саморегулируемая организация Казахстанская ассоциация строительной отрасли». Помимо структуры BI group, соучредителем ОЮЛ является ТОО «Bazis–A corp.», принадлежащее Павлу Беловичу.  

●     ТОО «BI construction & Engineering» – занимается предоставлением комплексных офисных административных услуг. У неё один филиал и одно «дочернее» предприятие ТОО «BI-industrial», занимающееся строительством нежилых зданий. Общая сумма договоров ТОО «BI-industrial» в сфере госзакупок  33,7 млрд тенге. Речь идёт о приобретении быстровозводимых комплексов для размещения инфекционных больниц в Шымкенте и Алматы, строительстве и монтаже Театра драмы в Талдыкоргане, дизайне и приобретении дизайнерской мебели для него, установке скульптур в Астане и Талдыкоргане и прочем.


Предприятия ближнего зарубежья


По информации Forbes.kz, в 2018 году группа открыла представительства в России, Саудовской Аравии и Турции, а в 2021 году в партнёрстве с узбекским девелопером Murad Buildings начала возводить жилые объекты в Ташкенте.

Айдын Рахимбаев вспоминал«Первая наша встреча с Мурадом Назаровым состоялась летом 2019 года в день проведения Ironman 70.3 в столице Казахстана…». В реестрах фигурирует совместное ООО «NRG Global Build», зарегистрированное в Узбекистане, где доля BI Group составляет 52,1%, у Муроджона Назарова – 47,9%.

Российская дочка не действует с мая прошлого года. Известно, что в Санкт-Петербурге BI group намеревалась построить, по крайней мере, два ЖК – Promenade и «Лирика», однако передумала и в итоге строительством занялась группа «Аквилон».


Другие компании Айдына Рахимбаева


В первой части материала мы упоминали Aidyn & Anar Rakhimbayev foundation, которое занимается доверительным управлением активов других фондов. Также в активе бизнесмена есть:

●      ЧК Smart remont Ltd. – разрабатывает ПО и является участником Astana Hub. Кроме Рахимбаева в составе учредителей три IT-предпринимателя – Айдар Акшабаев, Сырымбет Искаков и Едил Султанбеков. Все они обладают авторскими правами на ПО Smart remont (судя по всему, это онлайн дизайн-конструктор). Сама  компания осуществляет  ремонты «под ключ», обслуживая новостройки Алматы, Астаны и Шымкента. Предприятие является стартапом. У него есть дочернее ТОО – тоже Smart remont, которое, по документам, занимается  информационными технологиями и уплатило более 1,1 млрд тенге в виде налогов с 2018 года. Налоги материнской компании – 341 млн тенге с 2020 года.

●     ТОО «Кокел мунай» (ККМ)  занимается геологоразведкой, учредителями с 2020 года являются Айдын Рахимбаев и его ближайшие партнёры – Бауыржан Исабаев и Асхат Омаров. В партнёрстве с АО «НК КазМунайГаз» ККМ образовало предприятие ТОО «Becturly Energy operating» (BEO). Партнёры на паритетных правах недропользования, полученных в 2015 году, разрабатывают нефтяное месторождение Бектурлы Восточный в Мангистауской области, их дочернее предприятие – оператор проекта. Налоги ККМ: 15,7 млн тенге с 2015 года. Выплаты BEO – 435,7 млн тенге с 2015 года. На момент написания материала, по информации реестра Adata.kz, компания – должник по исполнительным производствам на сумму 213 млн тенге. Взыскателем является актауское ТОО «Буровая компания «Великая стена».


Отметим, что зарегистрирован Айдын Рахимбае и как ИП с видом деятельности, связанным с гостиничными услугами в Астане.

Супруга бизнесмена – Анар Рахимбаева – как ИП занимается  оптовой торговлей широким ассортиментом товаров и предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты. Этот же вид деятельности у астанинского ТОО «Fortune time», которым она руководит с 2013 года.


Общественная и благотворительная деятельность


Бизнесмен так или иначе участвует в 9 общественных организациях и фондах:

●     ОФ «Ана үйi» (Дом мамы) – помимо Рахимбаева, учредителями выступают основатель и владелец сети «Технодом» Эдуард Ким и бизнесмен Мурат Абдрахманов. Последний совместно с супругой Светланой владеет сетью стоматологических клиник Dent- Lux и имеет долю в ЧК Chocofamily Holding Ltd., из которой Рахимбаев вышел в минувшем феврале. 

Дома мамы есть практически во всех крупных городах Казахстана (всего их 21). ОФ развивает международное направление – ЧФ Mother’s Home international foundation, и уже открыл пилотный «Будинок Мами» в Украине, а также намеревается открыть аналогичные центры в Узбекистане и Малайзии. Налоги ОФ «Ана үйi»: 571,7 млн тенге с 2015 года. ЧФ Mother’s Home international foundation с 2023 года уплатил в бюджет 9,4 млн тенге. Именно в этом фонде партнёром Рахимбаева стал основатель InDrive Арсен Томский.

●     ЧФ «Казнаковский образовательный фонд» – соучредителем является супруга бизнесмена Анар Рахимбаева. Напомним, что село Казнаковка (теперь – Кулынжон) Кокпектинского района ВКО – малая родина Рахимбаева. Фонд занимается общественной деятельностью. Налоги: 26 млн тенге с 2016 года.

●     ОФ «Образовательный фонд Iqanat» – учредители – Айдын Рахимбаев и Бауыржан Исабаев. Заявленная деятельность фонда – сделать так, чтобы сельские школьники получили хорошие стартовые возможности в жизни посредством учёбы и саморазвития. Лучших определяют по итогам республиканской олимпиады Iqanat. Впоследствии они получают грант на обучение в частной школе-пансионате IQanat High School of Burabay.


Отметим, что для других учащихся обучение платное.  Например, в 2020-2021 годах стоимость составляла 3 млн тенге с учётом вступительного взноса.

В 2023 году инициативы «IQanat – мүмкіндіктер мекені» и «IQanat – Жарқын болашақ» попали в число проектов Samruk Kazyna Trust (единый оператор благотворительности «Самрук-Қазына»). Мы нашли два таких проекта за 2023 год на суммы 49,6 млн тенге и 300 млн тенге. В первом случае речь шла о проведении финала олимпиады на базе Назарбаев Университета в Астане, где приняли участие 812 сельских школьников. Во втором – об обучении 50 ребят из Жанаозена, прошедших отбор в IQanat High School of Burabay. Проект поддерживают 150 крупнейших предпринимателей РК. В марте Рахимбаев обещал выделить гранты успешным выпускникам школы-пансионата (по 300 тыс. долларов каждому) на обучение в американских университетах Лиги плюща. Налоги ОФ: 178 млн тенге с 2018 года.

 

Общественная и благотворительная деятельность. Продолжение 


●     ОФ «Национальное агентство по усыновлению» – руководителем является Анар Рахимбаева, помимо её супруга в соучредителях организации Мурат Абдрахманов и Эдуард Ким. Агентство – одно из направлений работы «Ана үйi». Кабинеты консультирования открыты в 20 городах страны. В июле 2020 года ОФ получил государственную аккредитацию на оказание содействия в устройстве детей-сирот в семьи казахстанцев. Налоговых отчислений, по информации Adata.kz, нет.

●     OФ «YPO Kazakhstan» – кроме Рахимбаева в фонде участвует Гаухар Каппарова. Её покойный супруг – Нурлан Каппаров – был инициатором создания  в Казахстане локального закрытого клуба Young Presidents Organization. В мире в YPO состоят «30 тысяч владельцев и управляющих бизнесом в 140 странах, попасть в клуб можно только с общего согласия членов локального чаптера…», – пишет Forbes.kz. Общая выручка компаний под руководством членов YPO – около 10 трлн долларов США. Налоги ОФ: 21 млн тенге с 2015 года.

●      ОФ «Бiлiм болашагы» – учредителями являются основные владельцы BI group – Айдын Рахимбаев, Бауыржан Исабаев и Асхат Омаров. Занимается  управлением образовательными процессами сети школ Binom. Налоги: 78,6 млн тенге с 2022 года.

●     Республиканское ОО «Федерация «Бәйге» – участие в нём объединило 11 известных бизнесменов. Среди партнёров Рахимбаева в этом РОО  Арманжан Байтасов, Берик Каниев, Ерлан Кожасбай, Нурлан Смагулов. Руководит объединением Канат Копбаев. Налоги: 58,5 млн тенге с 2023 года. У организации 5 филиалов и две «дочки» – ОЮЛ «Ассоциация национального спорта РК» и Республиканское ОО «Ұлттық спортты қолдау». Их суммарные налоговые отчисления за год – почти 48 млн тенге.

●     ОФ «IQ Club KZ» – занимается предоставлением прочих индивидуальных услуг. Что это за услуги, выяснить не удалось, хотя известно, что среди учредителей фонда, помимо Рахимбаева, экс-помощник президента Асет Исекешев, Канат Копбаев, Серик Толбасы (владелец TS Development) и Тимур Турлов. Налоги: 328 тыс. тенге в 2024 году.


Подписаться на @Shishkin_like


 


 

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page