Список активов, которыми владеют в Казахстане Александр Машкевич, Патох Шодиев и семья Ибрагимовых, довольно масштабен. У миллиардеров есть рынок автозапчастей (на выезде из Алматы в направлении Бишкека), стоматологическая клиника и небольшой аэропорт в Алматинской области. Но самым крупным активом, который, несомненно, способствовал росту благосостояния бизнесменов, является Eurasian Resources Group (ERG).
Мы изучили отчётность компаний, входящих в ERG, и нашли любопытные данные о контрактах на недропользование. Они были заключены в далекие 90-е годы, и их подробности засекречены. Зато есть даты начала и планируемого окончания работ. Из них следует, что «евразийцы» рассчитывают проработать в Казахстане ещё минимум 50 лет.
Основной контракт на недропользование, связанный с добычей хромовой руды, истекает в 2041 году. Но руководство Группы ожидает, что он будет продлён по номинальной стоимости до 2074 года.
Кроме того, Казахстан не получает дивидендов от ERG, хотя является держателем крупного пакета акций в 40%. Почему так вышло, читайте ниже.
История создания группы
Группа ERG зарегистрирована в Люксембурге и ведёт деятельность в 16 странах мира на четырёх континентах. Но самые крупные производственные активы находятся в Казахстане. Здесь компания добывает феррохром, уголь, железную руду и глинозём. Предприятия в составе ERG производят электроэнергию, выпускают промышленное оборудование, а ТОО «Транском» является крупнейшим оператором грузовых вагонов в Казахстане.
По данным годового отчёта, выручка корпорации ERG в 2022 году составляет 7,9 млрд долларов, свободный денежный поток (Free Cash Flow – к нему компании привязывают дивидентные выплаты) – 481 млн долларов.
Ключевые казахстанские предприятия – наследие ещё советской эпохи. К примеру, Донской ГОК работает с 1938 года, Актюбинский завод – с 1943 года. Все они были приватизированы в середине 1990-х годов. Не будем повторяться – долгую и запутанную историю появления в Казахстане инвесторов и передачи активов из одних рук в другие рассказывал, к примеру, Ratel.kz.
Ранее ERG была известна как Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC), в двухтысячных годах входила в британский индекс компаний с наибольшей капитализацией FTSE 100, а её акции котировались на Лондонской (LSE) и Казахстанской (KASE) фондовых биржах. В 2013 году, после начала расследования по подозрению в мошенничестве и коррупции в Великобритании, корпорация с этих площадок ушла и вошла в состав Eurasian Resources Group (ERG). В августе этого года Служба по борьбе с крупными финансовыми махинациями Великобритании (Serious Fraud Office, SFO) завершила длившееся десять лет расследование.
«Мы пришли к выводу, что у нас недостаточно доказательств, которые могут быть законно использованы в суде», – сообщила SFO. Дело в отношении компании закрыто, обвинения предъявлены не будут.
Чем ещё владеют акционеры ERG в Казахстане
Долгие годы, говоря о корпорации ERG, все подразумевали знаменитую «евразийскую тройку»: Александр Машкевич – Алиджан Ибрагимов – Патох Шодиев. Но в 2021 году Алиджан Ибрагимов скончался. Его акции унаследовали жена Мукадасхан Ибрагимова и четыре сына – Достан, Даврон, Шухрат и Фурхат.
Крупным пакетом в 40% акций владеет правительство Республики Казахстан. От правительства в Совет директоров группы входят вице-премьеры Серик Жумангарин и Ерулан Жамаубаев. Оставшийся пакет акций делят между собой Александр Машкевич – 20,7%, семья Ибрагимовых – 20,7%, Патох Шодиев – 18,6%.
Состояние семьи Ибрагимовых казахстанский Forbes оценивает в 1,3 млрд долларов США. Александр Машкевич – гражданин Израиля, а Патох Шодиев – гражданин Бельгии. Их состояние на текущую дату неизвестно. Последний раз они были в списке миллиардеров мира журнала Forbes в 2019 году с состоянием в 2,4 млрд и 2,1 млрд долларов США.
Кроме компаний Группы ERG, Мукадасхан Ибрагимова стала крупным участником Евразийской финансовой компании, которая включает в себя брокерскую компанию «Евразийский Капитал», страховую компанию «Евразия» и «Евразийский банк». Также среди казахстанских активов, принадлежащих Александру Машкевичу, Патоху Шодиеву и Мукадасхан Ибрагимовой:
АО «Евразийская промышленная компания» – владеет гольф-клубом «Жайляу», аэропортом в Боралдае, сдаёт в аренду землю и ангары;
АО «Евразийская производственная компания» – владеет рынком автозапчастей Жибек-Жолы в Алматы, стоматологическим центром Medical Assistance Group и ещё рядом компаний, занимающихся торговлей и арендой недвижимости.
Есть отдельный бизнес и у братьев Ибрагимовых. В Казахстане они владеют рядом компаний, которые занимаются арендой недвижимости, торговлей и производством напитков. Также Даврон, Достан и Фурхат являются владельцами картинг-центра Sokol в Илийском районе Алматинской области. Комплекс занимает площадь в 205 гектаров, кроме собственно гоночной трассы здесь есть гостиница, мини-гольф-клуб, бассейны, ресторан и музей ретро-автомобилей.
В мае 2022 года здесь произошла трагедия – во время заезда погиб 10-летний мальчик. При столкновении с другим картом он вылетел с трассы, протаранил незакреплённые ограждения и врезался в припаркованный водовоз.
Почему нам не рассказывают о дивидендах ERG
Правительство, заходя в компанию как акционер, безусловно, рассчитывало на получение дивидендов. Но пока от присутствия в компании нет никакой выгоды. Довольно долго журналисты и гражданские активисты пытались выяснить у Министерства финансов, платят ли «евразийцы» причитающиеся государству 40% ежегодной прибыли.
Оказалось, что дивиденды находятся на счету в Люксембурге, который заблокирован в связи с судом по делу молдавского бизнесмена Стати. Получить их сейчас невозможно.
Как ранее сообщала сторона Стати, «речь идёт об активах стоимостью около 550 млн долларов США, которые включают в себя принадлежащую Казахстану на праве собственности 40% долю в уставном капитале компании Eurasian Resources Group («ERG»), а также замороженные дивиденды, подлежащие выплате от ERG Казахстану, среди прочего имущества». Будут ли эти деньги и активы возвращены Казахстану, неизвестно. («Стати против Казахстана»: как всё началось?)
Как повлияли западные санкции против России на работу ERG
Компании, входящие в Группу ERG, активно кредитовались в двух российских банках, попавших под санкции, – ПАО «Сбербанк» (Сбер) и ВТБ. Сейчас это сильно усложнило бизнес-процессы. Сколько ERG должна россиянам – неизвестно.
В отчётности компаний говорится, что ERG ищет решение, которое позволит ей выполнять свои платежные обязательства и/или перенести платежи.
В компании боятся, что неуплата приведёт к тому, что банки потребуют ускорить погашение долга. Это, в свою очередь, «вызывает значительные сомнения в способности Группы ERG продолжать свою деятельность в обозримом будущем», – говорится в пояснительной записке к финансовой отчётности «Казхрома».
Казахстанские активы ERG
АО «ТНК «Казхром»
Включает Донской горно-обогатительный комбинат в Хромтау, Актюбинский завод ферросплавов, Аксуский завод ферросплавов и рудоуправление «Казмарганец».
Большая часть выручки поступила от продажи 1,264 тыс. тонн высокоуглеродистого феррохрома и около 225 тыс. тонн других ферросплавов. Они используются в производстве различных видов коррозионностойкой стали, от обычной нержавеющей до легированной и конструкционной. Продукцию «Казхрома» закупают в Китае, Японии, Южной Корее, Европе и США. Свою долю на мировом рынке феррохрома компания «Казхром» оценивает в 13% (для сравнения: у Glencore-Merafe и Samancor по 10%).
Налоги: 125 млрд тенге в 2023 году (здесь и далее данные налоговых выплат сервиса adata.kz на 15.11.2023). По итогам 2022 года чистая прибыль «Казхрома» составила 485,9 млрд тенге.
Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение
ССГПО – крупнейшее казахстанское предприятие по добыче железных руд, щебня, доломита. Выпускает сырьё для доменного производства. В 2022 году компания произвела 25,8 млн тонн железной руды и по 5,3 млн тонн железорудного концентрата и окатышей.
Включает Соколовский, Сарбайский, Качарский и Куржункульский карьеры, Алексеевский доломитовый рудник. Также ССГПО принадлежат фабрики обогащения и производства окатышей, металлопрокатный завод и Рудненская ТЭЦ, которая работает на экибастузском угле и газе.
Сейчас порядка 2,5-3 млн тонн сырья перерабатывает «КарМет», часть экспортируют в Китай. Долгое время большая часть сырья (порядка 60%) уходила на экспорт в Россию, Магнитогорскому металлургическому комбинату. Эти поставки пришлось прекратить после того, как комбинат попал под западные санкции. Общие объёмы поставок в РФ снизились примерно на 500 тыс. тонн. При этом, сообщает издание «Курсив», ССГПО удалось возобновить поставки другим российским предприятиям, в том числе на Челябинский металлургический комбинат и Западно-Сибирский металлургический комбинат.
Налоги: 47 млрд тенге в 2023 году. Хотя год ещё не закончился, уже видно, что объёмы производства упали и компания отчисляет в бюджет на порядок меньше, чем раньше. Для сравнения: в 2022 году ССГПО выплатило в бюджет 127 млрд тенге, в 2021 – 91,4 млрд тенге.
По данным финансовой отчётности, в 2022 году общая совокупная прибыль компании составила 162 млрд тенге.
Дочерние предприятия ССГПО:
· Лечебно-оздоровительный центр «Рассвет»;
· Комплексно-ресторанный центр «Горняк»;
· ТОО «ТРА» – транспортная компания;
· ТОО «Фортис» – проектная деятельность и строительно-монтажные работы;
· ТОО «Энерго-2007» – эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт электрических сетей и подстанций;
· ТОО «НИИЦ ERG» – научно-исследовательские работы;
· АО «Качары руда» – добыча и переработка полезных ископаемых.
АО «Алюминий Казахстана» и казахстанский электролизный завод
Единственное в Казахстане предприятие, которое производит глинозём (сырьё для производства алюминия), – порядка 1,4 млн тонн в год. В состав АО «Алюминий Казахстана» входят Павлодарский алюминиевый завод, Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление в Костанайской области и известняковый рудник «Керегетас» в Павлодарской области. Структурным подразделением компании является Павлодарская ТЭЦ-1.
Часть сырья, но не всё, перерабатывает казахстанский электролизный завод – это относительно небольшое предприятие мощностью 250 тыс. тонн алюминия в год. Большая часть уходит на экспорт. Казахстанский глинозём покупают таджикский алюминиевый завод (им владеет госкомпания «ТАЛКО») и российский «РУСАЛ». Это один из крупнейших в мире производителей первичного алюминия, он вышел из-под западных санкций в 2018 году и остаётся стратегическим партнером ERG.
В первые шесть месяцев прошлого года импорт глинозёма в РФ вырос в 2,2 раза, составив 400 тыс. тонн. После начала войны в Украине РУСАЛ потерял контроль над украинским глинозёмным заводом, также прекратились поставки сырья из Австралии. В итоге россияне стали закупать сырьё в Казахстане, Китае и Индии.
Налоги АО «Алюминий Казахстана»: 30 млрд тенге в 2023 году; общая совокупная прибыль – 57 млрд тенге в 2022 году.
Налоги казахстанского электролизного завода: 10,5 млрд тенге в 2023 году. Общая совокупная прибыль – 50 млрд тенге в 2022 году.
Шубаркольское угольное месторождение разрабатывают две компании – «Шубарколь Комир» Группы ERG и «Шубарколь Премиум» Тимура Кулибаева. У ERG два разреза: «Центральный» и «Западный». Объём добычи угля за 2022 год составил 12 млн 540 тыс. тонн. «Шубарколь Комир» перекрывает четверть топливной потребности Казахстана в коммунально-бытовом секторе. (Всего на этом рынке три крупных игрока – АО «Каражыра», АО «Майкубен-Вест» и АО «Шубарколь Комир», чья совокупная доля на рынке, по данным АЗРК, составляет 74%).
Также в составе предприятия завод по производству спецкокса, цех по производству активированного угля, планируется выпускать гуминовые удобрения.
Налоги: 16,8 млрд тенге по данным на ноябрь 2023 года. В 2022 году компания выплатила в бюджет 28 млрд тенге. Прибыль компании в 2022 году – 7,4 млрд тенге. Это в 4 раза меньше, чем показатели 2021 года – 32,5 млрд тенге. В прошлом году компания «Шубарколь Комир» выдала займ группе ERG в размере 60 млрд тенге со сроком погашения в январе 2026 года.
· Asmare B.V – холдинговая компания в Нидерландах;
· Xinjiang Hengfa Xinlong International Trade Co – занимается продажей кокса в Китае;
· ТОО «Научно-исследовательский инжиниринговый центр ERG»;
· компании по ремонту вагонов и логистике: «ТрансКом», «ТрансРемВагон», «АктобеПромТранс», «Береке 2004».
АО «Марганец Жарейма»
АО «Марганец Жарейма» группа ERG купила у «Казцинка». Предприятие добывает марганцевую руду в Карагандинской области и производит из неё концентрат. Налоги: 1 млрд тенге по данным на ноябрь 2023 года. В 2022 году предприятие заработало 272 млн тенге, а операционный убыток составил 1,1 млрд тенге.
Тепло- и электроэнергия, сервисные предприятия
Кроме собственно добывающих и перерабатывающих компаний, заводов и рудников, в составе группы ERG есть порядка 15-ти ТОО, которые оказывают различные сервисные услуги для предприятий и сотрудников, а также вырабатывают тепло- и электроэнергию.
Так, «Евроазиатская энергетическая корпорация» (ЕЭК) – крупный поставщик электроэнергии в Казахстане с долей 17% от всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Ещё ERG владеет ТЭЦ-3 в Шымкенте. В среднем в год предприятие вырабатывает свыше 700 млн кВТ/ч электроэнергии. ТЭЦ поставляет электроэнергию для городского коммунального предприятия «Куат-Жылу-Орталык-3», фактически обеспечивая город теплом. Оба предприятия выплатили в бюджет 11,5 млрд тенге с начала года.
У Группы 11 тыс. железнодородных вагонов и предприятия по их ремонту, Павлодарский машиностроительный завод и Ремонтно-механический металлопрокатный завод в Костанайской области, ремонтные управления, свой научно-исследовательский центр, отдельная компания по управлению продажами, микрофинансовые организации, и даже собственный медцентр «Евразия».
Совокупно все эти предприятия выплатили с начала 2022 года свыше 40 млрд тенге налогов.
Зарубежные активы ERG
В Африке ERG добывает медь и кобальт в Демократической Республике Конго (ДРК) и Республике Замбия. Также у компании есть проекты по выпуску энергетического угля, марганца, платины, бокситов и флюорита в Южно-Африканской Республике, Зимбабве, Мали и Мозамбике.
Активы в Конго: предприятия по добыче и переработке меди и кобальта – Metalkol SA, Frontier SA и Boss Mining SAS. Сырьё экспортируется в Китай, также подписано соглашение о продаже кобальта производителю аккумуляторов для электромобилей, американской EVelution Energy. На днях ERG сообщила, что построит в Конго ещё одну кобальтовую фабрику стоимостью 800 млн долларов на базе законсервированного кобальтового рудника.
Новость появилась после статьи Bloomberg, в которой утверждалось, что власти Конго хотят вернуть контроль над сырьевыми активами, поскольку месторождения разрабатываются слишком медленно и контракты были заключены на невыгодных условиях. Летом власти Конго приостановили работу рудника Boss Mining после того, как отходы хвостохранилища попали в местную реку. ERG возложила вину на проливной дождь. Тем не менее уже через пару месяцев после введения запрета в СМИ появились сообщения, что Boss Mining построит и оборудует четыре клиники, медицинский центр и водяные скважины в регионе.
Вообще активы ERG в Конго периодически становятся источником скандальных новостей. Свыше десяти лет длилось расследование Бюро Великобритании по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO) по делу о взятках. Утверждалось, что руководство корпорации, якобы, подкупило бывшего президента Джозефа Кабилу, чтобы получить контракты. Доказать это не удалось, обвинения были сняты. В процессе судов ERG последовательно подавала встречные судебные иски против журналистов, юристов, следователей, подрядчиков и самой SFO.
В Замбии в активах ERG компания Chambishi Metals PLC – один из крупных мировых производителей меди мощностью 55 тыс. тонн меди и 6800 тонн кобальта в год.
В Зимбабве ERG занимается разведкой месторождений через компанию Todal Mining (Pvt) Limited. В частности, речь идёт о возможной разработке платинового месторождения Бокай.
Компания Frontier Mine добывает медь и производит медный концентрат на руднике в регионе между ДРК и Замбией.
Предприятия Группы в Африке обслуживает собственная логистическая компания Sabot, которая также работает для других коммерческих клиентов. Юридически Sabot состоит из нескольких компаний, которые ведут свою деятельность в странах Центральной и Южной Африки.
В Бразилии ERG работает через дочернюю компанию Bahia Mineracao, разрабатывая проект Pedra de Ferro. Это комплекс по добыче железной руды мощностью 18 млн тонн в год. Промышленная разработка месторождения началась в январе 2021. У компании есть собственный морской порт, также она участвует в строительстве трансконтинентальной железной дороги Запад – Восток (FIOL), которая является одним из крупнейших инфраструктурных проектов в Бразилии.
В 2022 году компания сообщила, что открыла офис в Саудовской Аравии для разведки и разработки месторождений.
Подписаться на @Shishkin_like
Commentaires