top of page
  • Фото автораShishkin_like

Богатейшие должники Казахстана


На неделе глава государства в своём Послании в очередной раз обратил внимание на положение малого и среднего бизнеса, страдающего от недостаточного фондирования. Однако нежелание банков кредитовать реальный сектор экономики – далеко не единственная проблема МСБ. Предприниматели, выступая поставщиками или подрядчиками, в ряде случаев несут ощутимые убытки и от недобросовестности крупного бизнеса.


Средоточием последнего, как известно, выступает местный рейтинг богатейших бизнесменов страны по версии Forbes. Нашему редактору Маргарите Бочаровой хватило поверхностного поиска, чтобы обнаружить в перечне 14 олигархов, чьи компании задолжали своим контрагентам, кредиторам или налоговым органам внушительные суммы. В общей сложности описанные в материале кейсы можно оценить в 46,2 млрд тенге

 

Часть 1. Александр Клебанов и Сергей Кан. Семья Сарсеновых. Динмухамет Идрисов

 

Часть 2. Семьи Сейтжановых и Каныбековых. Александр Гарбер. Сайдулла Кожабаев

 

Часть 3. Нурбол Назарбаев. Дулат Кожамжаров. Ибрагим Акдрашев

 

Часть 4. Семья Каппаровых. Сагат Тугельбаев. Толеген Балгимбаев

 

 

Александр Клебанов и Сергей Кан (состояние – 1,1 млрд долларов США совокупно)


Энергетические активы бизнес-партнёров нередко становятся объектом пристального внимания: в прошлом году, в частности, вице-министр энергетики упомянул их в числе крупных должников за уголь. Среди названных компаний было ТОО «Экибастузтеплоэнерго», отвечающее за местную ТЭЦ и тепловые сети. Судя по данным Минюста и Комитета госдоходов (КГД), предприятие испытывает некоторые финансовые трудности. Его долг перед налоговой составляет 5 млн тенге.


Кроме этого, в рамках исполнительных производств компания, входящая в структуру «Павлодарэнерго», должна выплатить ещё 914,3 млн тенге. Все исполнительные производства при этом датированы 2024 годом, в числе взыскателей – девять частных компаний, три физлица и госпредприятие «Горводоканал», принадлежащее властям Экибастуза. Только в этом году «Экибастузтеплоэнерго» уже стало участником трёх десятков гражданских судебных разбирательств.


Семья Сарсеновых (состояние – 970 млн долларов США)


75-летний Рашит Сарсенов – один из трёх владельцев ТОО «Кастинг». Речь идёт о большом производстве, которое включает в себя сталелитейный завод в Павлодаре, медеплавильный завод и завод по обработке цветных металлов в Алматы. В 2022-2023 годах на компанию заведено два исполнительных производства. Она должна выплатить двум своим контрагентам (ТОО «Инокс ЛТД» и ТОО «ПромИнвест Алматы») в общей сложности 146,2 млн тенге.

 

Кроме этого, «Кастинг» числится должником в Комитете госдоходов, которому обязано выплатить 17,4 млрд тенге. По данным Adata.kz, у компании больше полусотни судебных разбирательств, и десяток из них касается именно налоговых правонарушений. Львиная доля задолженности ТОО «Кастинг», к слову, связана с другим предприятием, которое, как утверждается, тоже входит в активы Сарсенова, – KSP Steel. О бизнес-империи этой семьи мы рассказывали здесь.


Динмухамет Идрисов (состояние – 530 млн долларов США)


59-летний Идрисов – единственный в нашей подборке, кто в личном качестве числится крупным должником. По данным Минюста, в июле этого года на бизнесмена заведено три исполнительных производства, а его совокупный долг по ним составляет 10,6 млрд тенге. Взыскатель – специальная финансовая компания ДСФК, которой в своё время были переданы сомнительные активы АО «Bank RBK». Теперь компания отвечает за взыскание переданной ей банковской задолженности.

 

Идрисов был акционером Bank RBK, когда финансовый институт в 2017 году получил госпомощь в размере 240 млрд тенге. Бизнесмен, как пишут СМИ, обязался погасить часть задолженности до ноября 2020 года, но так и не вернул деньги. ДСФК обратилась в арбитраж, Идрисов выдвинул встречные требования, пытаясь обязать компанию принять облигации в сумму долга (16,3 млрд даже были зачтены). В августеээ́ этого года Верховный суд отказал Идрисову в пересмотре дела.


Семьи Сейтжановых и Каныбековых (состояние – 510 млн долларов США совокупно)


Сейтжановы и Нурлан Каныбеков выступают соучредителями одной из крупнейших в республике нефтедобывающих компаний ТОО «Саутс-Ойл». Об этом флагмане бизнес-империи олигархов мы уже неоднократно писали. У предприятия есть небольшая задолженность перед государством по исполнительному производству и крупный долг по налоговым и таможенным платежам. По данным КГД, на сегодня «Саутс-Ойл» задолжала уже 5,7 млрд тенге.

 

При этом предприятие входит в число крупнейших частных компаний страны. В прошлом году местный Forbes указывал, что годовая выручка «Саутс-Ойл» составляет 141,9 млрд тенге, а чистая прибыль равнялась 8,8 млрд тенге.  В 2023 году налоговые отчисления компании составили рекордные за последние десять лет 27,1 млрд тенге. На счету «Саутс-Ойл», как минимум, сотня судебных дел, однако в публичном доступе мы не нашли документов по налоговым спорам такого масштаба.


Александр Гарбер (состояние – 282 млн долларов США)


62-летний Гарбер – один из учредителей ТОО «Прима Кус» (подробно о предприятии и вложенных в него средствах мы писали тут). Его партнёром в этом бизнесе выступает Алексей Залевский, он же руководит предприятием. Речь идёт о птицекомплексе замкнутого цикла по производству и переработке мяса бройлера в Алматинской области. Компания реализует продукцию под брендом Chickodelli, а налоговые отчисления в этом году уже превысили уплаченный в прошлом году объем. Тем не менее, по данным Минюста, в минувшем августе в отношении компании заведено пять исполнительных производств.


Во всех случаях взыскателем выступает ТОО «АЭМК Холдинг», которому птицекомплекс должен 32,9 млн тенге. Компания занимается проектированием, монтажом, строительством и обслуживанием промышленных объектов, поэтому, вероятно, претензии к птицефабрике связаны с оплатой неких оказанных ей услуг. В открытом доступе судебных документов, касающихся этого дела, мы не обнаружили.


Сайдулла Кожабаев (состояние – 182 млн долларов США)


65-летний бизнесмен среди прочего единолично владеет ТОО «Нур-Строй ЛТД». Предприятие специализируется на производстве железобетонных изделий и строительных материалов, а также строит автодороги. Несмотря на поступательный рост налоговых отчислений с 2019 года, сегодня компания должна органам госдоходов порядка 88 млн тенге. Однако ещё более серьезная ситуация сложилась вокруг другого проекта, о котором мы писали ранее.

 

Речь о майнинговой ферме ТОО «Aktobe Smart Tech.», где Кожабаев является одним из совладельцев наряду с сыном Ержаном Ильясовым и фирмой AQ Group Holding Limited. Долговая нагрузка фермы перед налоговиками достигает 620 млн тенге. В марте прошлого года Департамент госдоходов после проверки начислил компании налог на добавленную стоимость. Представители Aktobe Smart Tech. через суд заявили о несогласии, поскольку оказывают услуги по хранению и обработке данных в пользу фирмы из ОАЭ. Верховный суд не счёл этот довод убедительным. 


Нурбол Назарбаев (состояние – 170 млн долларов США)


В активах 40-летнего племянника первого президента мы нашли, как минимум, две проблемные компании. Одна из них – ТОО «Qaz-Ak-Kus» – занимается в Алматинской области разведением птицы на мясо и торговлей мясными продуктами. Её совладельцем является 40-летний Серик Тогаев. Птицефабрика должна налоговикам 33,7 млн тенге, а по исполнительным производствам (все открыты в этом году) – еще 103,5 млн тенге. Среди взыскателей – одно физлицо и три частные компании.

 

Другое ТОО «Prime Capital RE Alakol» специализируется на аренде и управлении собственной недвижимостью. Компания в рамках исполнительного производства должна выплатить некой Камиле Тугельбаевой 309,1 млн тенге. Из судебных документов следует, что она, будучи гендиректором материнских для Prime Capital RE Alakol компаний, одолжила последней крупную сумму денег. В июле прошлого года Тугельбаева выиграла апелляцию, и дело передали судебному исполнителю.

 

О карьере и активах полковника в отставке Нурбола Назарбаева мы подробно писали здесь.


Дулат Кожамжаров (состояние – 110 млн долларов США)


49-летний брат бывшего генпрокурора Кайрата Кожамжарова единолично владеет ТОО «Hill Corporation». По данным комитета госдоходов, сегодня компания числится должником на сумму 14,3 млн тенге и представляет собой налогоплательщика со средним риском. Она позиционирует себя ведущим производителем смазочных материалов в республике, а в этом году широко «засветилась» в медиа как объект антимонопольного расследования.

 

Расследование, как писал телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука», касалось закупок моторного масла для локомотивов «КТЖ – Грузовые перевозки» и выявило доход в размере 624 млн тенге. Представители Hill Corporation попытались в судебном порядке отменить результаты расследования. Однако апелляционная инстанция в июле этого года решила: собранные антимонопольщиками данные за 2021-2023 доказывают, что «КТЖ-ГП» преследует интересы Hill. Подробно об активах Кожамжаровых мы писали тут.


Ибрагим Акдрашев (состояние – 103 млн долларов США)


61-летний Акдрашев вместе с партнёром Женисом Тайбукеновым владеет ТОО «Мугалжар Нефтестрой». На официальном сайте компании сказано, что она с 2011 года добывает и перерабатывает строительный камень (диабаз) на месторождении «Берчогурское-4» в Актюбинской области. Судя по динамике налогов, предприятие успешно реализует производимый щебень. При этом «Мугалжар Нефтестрой» все же задолжало налоговикам 86,1 млн тенге.

 

Долг возник в результате того, что в марте прошлого года в судебном порядке были признаны недействительными сделки между компанией и одним из её контрагентов. На этом основании Департамент госдоходов Актобе обязал «Мугалжар Нефтестрой» устранить нарушения (суммы по этим сделкам были отнесены в зачёт), однако последняя обратилась в суд, настаивая на реальности договора. В апреле этого года компания проиграла апелляцию. 


Семья Каппаровых (состояние – 86 млн долларов США)


49-летняя Гаухар Каппарова с 2019 года вместе с братом владеет ТОО «Green Production». Компания занимается добычей нефти в Атырауской области на месторождении «Кожа Южный». За последние шесть лет предприятие уплатило налогов на 3,1 млрд тенге. С 2022 года отчисления идут на спад, перед органами госдоходов Green Production числится должником уже на 63,8 млн тенге. Три «дочки» компании занимаются торговлей топливом и другими товарами.

 

Вероятно, задолженность обусловлена, в том числе, приостановкой деятельности некоторых производственных объектов ещё в 2023 году. Осенью прошлого года компанию проверили специалисты Комитета промышленной безопасности МЧС, установив нарушений на 33 пункта. В судебном порядке эксплуатация опасного оборудования была остановлена, частичное устранение нарушений не помогло представителям Green Production выиграть апелляцию в марте этого года.


Сагат Тугельбаев (состояние – 85 млн долларов США)


76-летний мажоритарный владелец нефтедобывающего ТОО «Anaco» также является единственным учредителем ТОО «Meken Chicken». Компания зарегистрирована в Атырауской области и давно должна была работать как птицефабрика бройлерного направления. Реализовывать инвестиционный проект бизнесмен планировал совместно с социально-предпринимательской корпорацией «Атырау», однако сотрудничество не сложилось.

 

В 2017 году СПК подала в суд с просьбой взыскать с Meken Chicken задолженность по займу, объяснив: ответчик неоднократно отклонялся от плановых и нормативных показателей. Представители Meken Chicken, в свою очередь, указали на случившуюся в 2015 году девальвацию и просили отказать в иске. Судья встал на сторону СПК и постановил вернуть корпорации в общей сложности 70,3 млн тенге. По данным Минюста, долг не погашен до сих пор.


Толеген Балгимбаев (состояние – 63 млн долларов США)


52-летний бизнесмен – один из совладельцев консорциума Isker. Предприятие специализируется на строительстве различных инженерных сооружений и, по данным СМИ, выступает генеральным подрядчиком «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.». На сегодня компания должна возместить долг налоговым органам (чуть более 1 млрд тенге) и погасить обязательства перед многочисленными субподрядчиками, обслуживающими КПО в рамках договоров с Isker.


По данным Adata.kz, на консорциум заведена почти сотня исполнительных производств, долг по которым превышает 9 млрд тенге. Минувшим летом компании, не получившие в срок оплату за сервисное обслуживание на Карачаганаке, обратились за содействием к президенту и генпрокурору. Предприниматели, в частности, указали на вынужденную приостановку своей деятельности и попустительство со стороны КПО, которая закрывает глаза на недобросовестность Isker.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page