Телеграм-канал Ayel продолжает публиковать материалы о казахских традициях в рубрике #истоки.
Дисклеймер: в этом тексте мы рассказываем о традициях, существовавших когда-то в Казахстане, не давая им моральной оценки.
На территории древнего Казахстана использовалось несколько наименований для шаманов. Баксы выступали в ролях магических проводников, предсказателей, психологов, врачей-терапевтов, врачей-хирургов и эпидемиологов. В древности спектр их «услуг» был весьма обширен. Например, в научной статье «История традиционной медицины казахского народа» отмечено, что в конце XIX века работавший на территории Казахстана А. Я. Соколов утверждал, что баксы выполняли сложные хирургические операции:
«Они удаляли камни из мочевого пузыря, выдавливали катаракту, лечили переломы, вывихи, широко было распространено кровопускание из вены у локтевого сгиба. К месту надреза прикладывали листья подорожника, золу от подожженного войлока или ваты. На кожную рану при заболевании сибирской язвой лили горячий сургуч, иногда проникающую рану прижигали раскаленным железом. Из места укуса змеи отсасывали яд и прикладывали лекарство, изготовленное из змеиной головы. Это лекарство готовилось следующим образом: череп змеи высушивали, размалывали в порошок, смешивали с молоком и прикладывали к ране. Зубные болезни лечили смесью белены и масла, иногда прикладывали белену в сухом виде. (…) Народные целители лечили кумысом, шубатом, настоями трав, применяли водо- и грязелечение. Знахари, целители, костоправы применяли в своей практике корни различных растений, сайгачьи рога и другие средства».
Также любопытно, что Қорқыт ата (создатель кобыза) считается покровителем баксы. В статье adebipotral.kz говорится, что шаманы использовали музыкальные инструменты в своих обрядах и целительных сессиях. Ведь то, что музыка способна излечить как душу, так и тело – одна из основных тем казахской и общетюркской философии.
Вместе с тем у женщин-баксы было своё название – елті.
Известный этнограф Шокан Уалиханов отмечает – это те же самые баксы, которые умеют гадать по цвету пламени, бросая в огонь жир. Если пламя светлое – предсказание будет хорошим, тёмное – плохим.
При этом Уалиханов намекает на то, что елтi (он их называет «ильты») одержимы духом (просто духом или духом предков), потому что «джинн требует какой-нибудь эксцентричности. Она всё время пьёт воду – ведро, или целый рог табаку».
Возможно, по этой причине историк Алькей Маргулан предполагает об этом упоминается в статье интернет-издания Manshuq), что имя происходит от «еліту»: «быть пьяным, под кайфом, под наркозом – в современной интерпретации», другими словами в состоянии транса.
Отмечается, что образ женщины-шаманки восходит ко временам матриархата. Мифолог Серикбол Кондыбай предположил, что образ елтi мог быть связан с «хозяевами» мира мёртвых. То есть они выступали в качестве проводников между этим и потусторонним мирами.
Автор: Алтыншаш Жырау
Изображение: Кадр из фильма «Баксы», 2008 год.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz