Как антимонопольщики пытаются защитить клиентов Яндекс Такси
- Свидетель.kz
- 14 июл.
- 2 мин. чтения

В Казахстане Антимонопольное агентство продолжает следить за Яндекс Такси. В Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) обсудили итоги аудита, который проходил в рамках антимонопольного комплаенса, введённого ещё в 2023 году.
Антимонопольный комплаенс – набор внутренних правил и процедур, которым компания обязана следовать для соблюдения антимонопольного законодательства государства.
Предметом аудита был алгоритм ценообразования сервиса Яндекс Такси. Рисками, которые могут влиять на завышение стоимости услуг, названы:
Несоответствие границ города в приложении административно-территориальным границам(надбавка за загородную поездку).
Повышение цены за счёт неценовых компонентов (подробностей, что за неценовые компоненты, не «сообщалось»).
Отсутствие в приложении полной информации для точного расчёта стоимости поездки (в Яндекс Такси заявили, что это уже исправлено).
Дискриминация пассажиров по местоположению (например, из аэропорта дороже, чем в аэропорт).
В сообщении говорится, что некоторые риски уже устранены, по другим Яндекс взял на себя обязательства по их устранению.
Причина введения комплаенса
Агентство по защите и развитию конкуренции проводило расследование в отношении ТОО «Яндекс.Такси Корп» по фактам возможной координации экономической деятельности таксопарков, навязывания услуг и высоких цен с 2022 года.
По итогам расследования и переговоров в 2023 году Яндекс Такси обязали заключить и следовать антимонопольному комплаенсу. Предварительно компания была привлечена к административной ответственности за непредоставление информации антимонопольному органу. Яндекс.Такси на добровольной основе внес три миллиарда тенге в Госфонд поддержки цифровой экосистемы Казахстана.
Результаты
В рамках комплаенса были введены ограничения на максимальное повышение цен в периоды повышенного спроса (ранее цена могла вырастать в 10-11 раз, теперь, по заявлениям АЗРК, «максимально на уровне х3»).
В пользовательском приложении «Яндекс Go» был добавлен «Индикатор спроса», призванный объяснять уровень цены и прогноз её изменения. Цель – повысить прозрачность для пользователей и дать им понимание факторов, влияющих на стоимость поездки.
«Индикатор спроса» отображается в виде «молнии». При клике на молнию открывается табличка с информацией, из которой следует, что «спрос высокий, а машин мало». За что, собственно, агрегатор и взымает дополнительную плату, в Алматы это не меньше 400 тенге. Учитывая, что появление молнии не зависит от категории вызова (эконом, комфорт, комфорт+), дня недели и времени суток, получается, что АЗРК достаточно, что Яндекс Такси просто легализовал переплату.
С 14 декабря 2023 года Яндекс прекратил удерживать комиссию с водителей, если заказ превышает двукратно базовую стоимость поездки. По оценкам, это приносит водителям дополнительно около 2 млрд тенге в год.
Введены дополнительные бонусные программы для водителей (оценочно дополнительно 7-10 млрд тенге в 2024 году).
На основании уведомления АЗРК изменены правила программы лояльности «Яндекс+». Теперь все расходы по предоставляемым клиентам скидкам полностью берёт на себя Яндекс.
Яндекс Такси обязано ежеквартально отчитываться перед АЗРК о соблюдении пунктов антимонопольного комплаенса. Так, отчёт за 1 квартал 2025 года уже был заслушан.
Комплаенс не ограничен конкретным сроком, что подразумевает постоянный контроль за деятельностью компании.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ