top of page

За первое заказное убийство в истории Казахстана был обещан автомобиль

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 2 сент.
  • 5 мин. чтения
ree

В книге казахстанского журналиста Аскара Джалдинова «Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане» приводятся криминальные истории разных периодов нашей страны. В этот раз мы расскажем о том, как было совершено первое в истории независимого Казахстана заказное убийство.


 


28 декабря 1992 года в 7:30 утра генеральный директор государственного акционерного общества «Карагандинский металлургический комбинат» Александр Свичинский был убит выстрелом в затылок. Убийство произошло у центрального входа в заводоуправление. До своего 45-летия он не дожил несколько дней.


 


 


Особое значение Карметкомбината


 


Карагандинский металлургический комбинат занимает особое место в жизни страны. Предприятие было и остаётся не просто градообразующим – оно играет ключевую роль в промышленности и экономике всей республики. Символично, что преступление произошло всего через четыре дня после визита на комбинат уже действующего президента Назарбаева.


 


Паника в верхах


 


Убийство повергло в панику все силовые структуры страны. В тот же день после обеда в Караганду прилетели большие чины: заместитель генпрокурора Буксман, заместитель председателя КНБ Дегаев, первый заместитель министра МВД Искаков и министр внутренних дел Шумов. Первый премьер-министр Сергей Терещенко объявил небывалую по тем временам награду в 5 миллионов рублей тому, кто поможет найти убийцу.


 

Портрет погибшего директора


 


Александра Свичинского называли одним из лучших руководителей за всю историю предприятия. За два года у руля он создал в Темиртау зимний сад – визитную карточку города, лично искал агронома, налаживал поставки семян и саженцев. При задержках зарплаты директор сам возил продукты и раздавал рабочим.


Однако Свичинский устроил серьёзную чистку на комбинате.



Поднявшись с низов, он знал все происходящие процессы и принципиально понижал в должностях провинившихся и некомпетентных сотрудников, пресекал серые схемы и хищения. Поэтому половина комбината его любила, а другая – ненавидела.


 


Следователь Габдрахим Мендешев


 


Руководителем следственно-оперативной группы по делу назначили заместителя главка Уголовного розыска МВД РК Габдрахима Мендешева. Ему выделили 15 лучших оперативников и дали возможность самостоятельно вести дело.



По горячим следам найти киллеров не удалось. Водитель-охранник Свичинского, имевший заряженный пистолет, растерялся и не смог помочь в поимке преступника. Однако основная версия о поисках в окружении погибшего оправдалась.


 


Первая ниточка


 


Через агентуру оперативники напали на след. Оказалось, что кто-то в одном из карагандинских кафе говорил о поиске людей среди уголовников для решения «большой проблемы». Так вышли на Силантия Чопчица – водителя одного из цехов комбината. Он недолго отпирался и через несколько дней «поплыл», рассказав практически всё.


 


Заказчиком оказался бывший заместитель гендиректора Борис Тимофеев. Покойный Свичинский понизил его в должности сразу после назначения, поскольку к Тимофееву было много вопросов – его подозревали в краже металла на комбинате. В результате бывший зам стал всего лишь начальником цеха. Более того, Свичинский понизил и его сына, работавшего на Карметкомбинате.


 


Долгая подготовка


 


К водителю Чопчицу, который работал водителем на комбинате, Тимофеев стал обращаться ещё в апреле 1992 года. Летом того же года водитель сообщил, что нашёл исполнителя заказа – гражданина Литвы Юозаса Максимавичуса, который часто приезжал в Караганду и Темиртау, занимаясь перегоном автомобилей из Прибалтики в Казахстан.



Литовец отказался от предложенного в качестве оплаты автомобиля ВАЗ-2107 и потребовал новый ВАЗ-2109 – хит продаж начала 1990-х. После достижения договорённости он вернулся на родину и стал готовиться.


 


Арсенал киллера


 


В Калининградской области Максимавичус купил у знакомого новый пятизарядный карабин с патронами и взрывчатку. В напарники взял земляка Римантаса Юргелайтиса. С середины декабря 1992 года исполнители активно готовились: угнали «копейку» возле комбината, купили старое одноствольное охотничье ружьё и сделали из него обрез, пристреляли оружие за городом. За две недели до преступления тщательно проследили за жертвой и установили весь маршрут Свичинского.


 


Третий соучастник


 


Пока готовились к убийству, заказчик Тимофеев и организатор Чопчиц решали вопрос выплаты гонорара. К ним присоединился ещё один обиженный на Свичинского – бывший начальник отдела внешнеэкономических связей Карметкомбината Александр Черных. Узнав о планах, он не задумываясь согласился поддержать преступление.


 


Исполнение и побег


 


Утром 28 декабря киллеры без проблем выполнили заказ. Сразу после убийства они приехали к Чопчицу, спрятали угнанную машину и оружие в его гараже.



Организатор привёз их к себе домой, где литовцы переждали сутки. Затем Чопчиц, выплатив им гонорар в 2000 долларов и пообещав после Нового года отправить «девятку», отвёз преступников в аэропорт Караганды. Оттуда они спокойно улетели через Москву в Вильнюс.


 

Арест заказчика


 


Вторую часть гонорара в виде машины выплатить не успели – за организаторами уже шли оперативники. Борис Тимофеев был не простым работником комбината, он имел серьёзную репутацию, хорошо ладил с местной элитой и, будучи депутатом горсовета, обладал неприкосновенностью.



По представлению прокурора Темиртау Рахметулина в срочном порядке созвали воскресную сессию горсовета. Единогласным решением Тимофеева лишили депутатского иммунитета и в тот же день арестовали. Он не сопротивлялся и чистосердечно признался, написав явку с повинной на имя генпрокурора РК Жармахана Туякбаева.


 


 


Поиски киллеров в Литве


 


В это время литовцы спокойно жили дома, не подозревая о грядущем аресте. Хотя СССР распался, какие-то отношения в СНГ сохранялись, но с прибалтийскими странами связь терялась. Чины МВД и Генпрокуратуры стали подключать личные связи. Власти Литвы дали разрешение на приезд опергруппы и проведение расследования под присмотром местной полиции.


 


По воспоминаниям Габдрахима Мендешева, в Вильнюсе замгенпрокурора Казахстана Буксман предоставил генпрокурору Литвы Паулаускасу документы по заказному убийству. Реакция последовала незамедлительно – было возбуждено уголовное дело и дана санкция на задержание обоих литовцев.


 


Местонахождение Юозаса Максимавичуса установили сразу. Он жил в 180 километрах от Вильнюса в городке Вилкавишкис. Дома литовец спокойно заявил, что у него нет ни долларов, ни оружия. При обыске ничего не нашли, но киллера арестовали.


 


По дороге в Вильнюс Мендешеву удалось его разговорить. Максимавичус сознался в преступлении, но заявил, что стрелял не он, а напарник Юргелайтис. Однако при появлении адвоката пошёл в отказ. Через несколько часов следователь показал ему видеозапись признаний Тимофеева и Чопчица. Увидев полный расклад, киллер перестал отпираться и согласился достать спрятанные доллары – часть гонорара за убийство.


 


Спустя пару месяцев задержали и Римантаса Юргелайтиса. С доказательствами и признанием Максимавичуса казахстанская опергруппа вернулась домой.


 


Конфуз с наградой


 


В Литву Мендешев взял с собой газету «Казправда» с объявлением премьер-министра Терещенко о награде в 5 миллионов рублей и пообещал литовским коллегам миллион за помощь. Однако после раскрытия преступления правительство деньги не выплатило, посчитав неуместным тратить такие суммы в условиях кризиса и задержек зарплат.



Мендешеву пришлось извиняться перед коллегами в Вильнюсе. Министр МВД с пониманием отнесся к ситуации, выписал премию, на которую следователь купил подарки и отправил их в Литву в качестве утешения.


 


Приговоры суда


 


В первом приговоре Борису Тимофееву дали 15 лет заключения, Силантию Чопчицу – 13 лет, Александру Черных – только три года. Но Верховный суд РК отменил приговор и отправил дело на новое судебное рассмотрение.


В итоге Тимофеева приговорили к высшей мере наказания. Прошение о помиловании он не получил и был расстрелян. Литовский суд приговорил Максимавичуса к расстрелу, но президент Литвы помиловал его, заменив наказание на пожизненное заключение. Юргелайтису дали 13 лет.


 


Награда следователю


 


Габдрахим Мендешев не остался без внимания руководства страны. По решению правительства всю следственную бригаду поощрили новыми автомобилями ‐ пятью ВАЗ-2107, которые поступили на Карметкомбинат. Одну из машин выдали Мендешеву, но не бесплатно – часть денег за новый автомобиль он все же заплатил.


 


(По материалам книги А. Джалдинова «Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане»)


 



Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page