Келин и чай: как складывался застольный этикет невестки
- Ayel
- 11 июн.
- 4 мин. чтения

Известная комикесса Айна Мусина на подкасте ShaiSheek, рассказывая о негативном опыте жизни с родителями бывшего мужа, поделилась тем, что ей приходилось после работы допоздна наливать свёкрам чай.
«Я пришла с работы, приготовила ужин. Они поужинали. Муж выпивает одну чашку и уходит отдыхать. А родители его пьют от 40 минут до 1,5 часа. И я должна сидеть с ними (…).
Ко мне приходит ребёнок, он меня целый день не видел, он был в садике, я была на работе. Он говорит: «мама, пошли играть». Свекровь говорит: «мама чай наливает, нельзя». Всё. Я сижу, как привязанная.
Потом они наконец-то попили, я это всё убираю. И время уже 12 часов. У меня нет времени ни на ребёнка, ни на себя», – сказала Айна, добавив, что свекры вовсе не глубоко пожилые люди (около 50 лет).
Комикесса уверена – если не работаешь, тебя «загнобят ещё больше»:
«Ты в семью деньги не приносишь. Тебе скажут, что мы тебя кормим-поим, давай».
При этом муж, по словам, Айны, развлекал сам себя, отсутствуя ночами.
В TikTok канале Mukhamed Saudegerov мнения комментаторов под отрывком с интервью разделились. Одни сочли, что «пожилых нужно уважать и нельзя их бросать на произвол судьбы», другие возмутились «потребительским отношением к женщине».
Сегодня большому количеству женщин в стране по-прежнему приходится жить в реалиях, когда, помимо основной работы, на плечи полностью ложится быт – без равномерного распределения среди членов семьи.
Ранее телеграм-канал Ayel уже писал, что свободного времени у мужчин в Казахстане почти в два раза больше, чем у женщин.
Какая же роль отводилась невестке в доме родителей мужа в прежние времена?
У казахов, как и у других кочевников, иерархия выстраивалась по принципу «старший – младший». Когда-то это помогало выживанию и сохранению благоприятного уровня жизни в суровых условиях кочевья.
Например, в «Казправде» обращают внимание на традицию, согласно которой младший сын жил вместе с родителями — благодаря этому у теряющих работоспособность пожилых людей не ухудшался уровень жизни, потому что семья младшего ребёнка поддерживала быт. Вместе с тем дети не оставались без присмотра, пока родители работали (мы рассказывали об этом, когда рассматривали традицию «Бауырына салу»).
Издание пишет, что к старшим относились с почтением вне зависимости от родовой и национальной принадлежности. Им отводилось почётное место, а также предоставлялось первое слово:
«В старину на народных собраниях старейшины и старшие по возрасту играли ключевую роль в принятии решений. Принято считать, что в силу возраста старшие люди более опытны во многих аспектах, поэтому молодое поколение зачастую обращалось к аксакалам за советами. Для молодого человека считалось высшей наградой получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда».
Даже сейчас младший, приветствуя старшего, встаёт, усаживает на самое почётное место и стоит, пока старший не разрешит сесть.
С учётом патриархального строя ряд бытовых вопросов, включая этикет по разливанию чая, распределялся среди женщин – от старшей к младшей.
Портал «Всё о чае» пишет, что китайцы начали торговать чаем с тюрками примерно в V-VI веке. А на территории Казахстана этот напиток появляется во времена сакской царицы Томирис (приблизительно 570-520 годы до н. э.).
Российский химик-технолог Модест Киттары в середине XIX века писал, что казахи пьют чай, «не разбирая времени и места, перед всем и после всего».
В семейных застольях чай разливает либо мать, либо старшая дочь. В семьях, где живёт невестка, это делает она.
В зависимости от региона способ разливать чай разный.
Считается, что напиток нельзя наливать до краёв. Это выглядит неуважением к гостю и желанием побыстрее от него избавиться.
Церемония «Келін шәй»
После основной церемонии свадьбы самых близких родных приглашали на «Келін шәй» – чай из рук невестки.
Для присутствующих накрывали стол, и новоиспечённая жена лично разливала напиток и передавала в руки гостям.
Помимо проявления уважения, это позволяло полюбоваться мастерством и элегантностью невестки. Так свекровь хвасталась новой дочерью в семье.
Кстати, келин за налитый чай, нередко, вознаграждали, чаще деньгами.
Келин и чай в быту
«Караван» в одном из своих исторических материалов замечает, что умение разливать чай – «одно из основных навыков невестки».
«В разных источниках приводят записки этнографов, в которых есть такие слова о женщине, которая разливает гостям чай: «поскольку она оказывается в центре внимания, она должна выглядеть опрятной, движения ее должны быть плавными. Гости наблюдают за ней. От ее умения наливать и подавать чай во многом зависит атмосфера застолья, уровень приёма гостей». Поэтому, видимо, считается, что келин не должна поворачиваться к гостям спиной, пока разливает чай», – пишет издание.
Qazaqstan Tarihy тоже подмечает, что обычно чай наливала невестка или хозяйка дома – вмешиваться в разговоры мужчин при этом было нельзя. А кесе должны наполняться без напоминаний, пока пьющие чай сами не откажутся.
Режиссёр Ермек Турсунов в интервью Tengrinews.kz говорил, что согласно такой внутрисемейной установке, положение невестки было непростым, поскольку у неё было много обязательств. По его словам, среди прочих обязательств невестка должна была вставать раньше всех, проветривать помещение. Потом начать активно стирать, подметать, мыть, чистить, убирать. Быть в бодром настроении. Вечером также прибирать дом ко сну, чистить обувь.
«Наливать чай она должна была, сидя к гостям полубоком. Нельзя было сидеть врастопырку и пялиться. Вообще нельзя было смотреть в сторону мужчин. Допускались только случайные взгляды, да и те мельком», – отмечал Турсунов.
Он же добавлял, что келин ложилась спать позже всех.
У зятя тоже есть обязанности
Впрочем, всё тот же «Караван» пишет, что муж не должен обижать жену даже словом, не говоря уже о насилии. Он не должен лгать ей и обязан уступать в спорах.
«Родителей жены нужно было уважать, как своих, говорить с ними почтительно, терпеливо выслушивать всё, что они говорят, быть щедрым. Как жена не могла называть по имени родню мужа, так и муж не мог обращаться по именам к ее родственникам. Но мужчине необязательно было придумывать остроумные приятные прозвища, ему достаточно было говорить, например, «тесть» и теща», – дополняет издание.
Любопытно, что зять не мог пользоваться вещами тестя – надевать одежду, садиться в личный транспорт (на коня).
В гости к родителям жены мужчина заходил с правой ноги, должен был поклониться старшим и не мог садиться на постель тестей. Тон также должен был быть вежливым.
«Правило порога было особенно строгим – если при первом визите в гости жених наступал на порог, родственники невесты могли решить, что он не уважает обычаи, а значит – будет плохо обращаться с супругой. Иногда из-за этого даже отменяли свадьбу. На зятьев традиционно возлагались некоторые бытовые обязанности во время тоев: рубка дров, разведение огня, разделка мяса. В некоторых регионах принято, чтобы только мужья дочерей кипятили большие чайники и подавали мясо на семейных мероприятиях», – заключает «Караван».
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz