top of page
  • Фото автораShishkin_like

Кто контролирует авторынок Казахстана


В январе-августе 2023 года в Казахстане было продано 120,3 тыс. новых автомобилей. Это на 60,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Казахстанский автомобильный союз и отмечает, что это лучшие показатели за всю историю казахстанского авторитейла.

Автомобильное производство тоже растет: за восемь месяцев этого года в Казахстане выпустили 97,3 тыс. автотранспортных средств, 88,5 тыс. из них – легковые автомобили (это на 41,5% больше, чем в 2022 году).

Не последнюю роль в этих успехах в свое время сыграло государство. К примеру, Банк развития Казахстана профинансировал несколько проектов автопрома на сумму порядка 80 млрд тенге. В их числе оздоровление и стабилизация финансово-экономического состояния автомобильного направления группы компаний «Аллюр» (2015 год, 29,5 млрд тенге), завод по производству легковых автомобилей Hyundai (2020 год, 17 млрд тенге), предэкспортное финансирование Hyundai Trans Kazakhstan (2020 год, 17 млрд тенге).


Наш редактор Маргарита Кунцевич попыталась разобраться в причинах роста автомобильных продаж и производства, вспомнила самые громкие скандалы казахстанского автобизнеса и сделала обзор крупнейших бенефициаров отрасли.


Актуальное состояние рынка


По объемам продаж в 2023 году на казахстанском рынке лидируют бренды, производящиеся в стране:


- Hyundai (31,4 тыс. автомобилей, рост за год – 76,4%),

- Chevrolet (28,8 тыс. автомобилей, рост за год – 40,4%),

- Kia (16,4 тыс. автомобилей, рост за год – 95,3%).


При этом к тройке лидеров в этом году приблизился китайский Chery (объем продаж – почти 7 тыс. машин, годовой рост – 269%). На четвертой позиции в списке самых продаваемых авто китайский бренд обошел «Тойоту», которая «просела» по продажам на 11%.


Автоэксперт Алексей Алексеев считает, что рост продаж связан с тем, что глобальный рынок наконец-то справился с дефицитом комплектующих и, как следствие, с нехваткой новых автомобилей. По его словам, поставки начали восстанавливаться весной 2023 года, что привело к 60-процентному росту рынка. Кроме того, на фоне увеличения поставок дилеры стали предлагать различные финансовые программы для привлечения покупателей, чего не делали последние два года в условиях дефицита.


Также эксперт считает, что именно дефицит автомобилей спровоцировал ускоренное знакомство казахстанцев с китайским автопромом. В других условиях «китайцам» было бы куда сложнее так успешно зайти на рынок. Сейчас в десятке самых продаваемых автомобилей, кроме Chery, присутствуют китайские бренды JAC, Haval, Changan, Exeed (подразделение Chery).


В августе этого года стало известно, что на рынок Казахстана выходит китайский бренд электромобилей Zeekr. Соглашение с производителем подписала одна из «дочек» Orbis Auto. В середине октября «Астана Моторс» подписала в Пекине соглашение о поставках в Казахстан электромобилей BYD. Старт официальных продаж намечен на начало 2024 года.


Впрочем, китайские электрокары можно купить уже сейчас у «серых» дилеров. Беглый поиск в интернете выдает с десяток компаний, готовых пригнать автомобили Zeekr, BYD, NETA, Geely и другие под заказ. Отметим, что в 2023 году число зарегистрированных в стране электромобилей выросло в 10 раз.


Если говорить о казахстанском автопроме, то за восемь месяцев 2023 года он сгенерировал 1,2 трлн тенге и показал рост на 66,7% в стоимостном выражении и на 41,4% – в реальном. Основной объем производства сосредоточен в Костанайской области (Allur) и в Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty). Эти компании закрывают 88% рынка.


В августе этого года министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев сообщил, что за последние 5 лет машиностроительная отрасль выросла в 2,3 раза, при этом наибольший рост приходится на автомобилестроение (в 4,7 раз). По словам министра, сейчас перед автопроизводителями стоят три основных задачи: расширение модельного ряда, развитие мелкоузловой сборки и создание компонентной базы для углубления уровня локализации.


Громкие скандалы в автобизнесе


Самый известный скандал связан с группой компаний «БИПЭК Авто – Азия Авто» (производила в Казахстане автомобили Lada, KIA, SKODA и Chevrolet) и ее владельцем Анатолием Балушкиным.

В 2020 году Министерство индустрии и инфраструктурного развития расторгло с автопроизводителем соглашение о преференциях и потребовало вернуть 405 млн долларов. После череды гражданских судов против Балушкина и нескольких топ-менеджеров «БИПЭКа» было возбуждено уголовное дело. Балушкин был объявлен в международный розыск (хотя было известно, что он находится в России).

В начале 2022 года в обращении к президенту Касым-Жомарту Токаеву олигарх назвал все произошедшее рейдерством и обвинил в этом Карима Масимова, Даулета Ергожина и Аскара Мамина. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.


Летом 2023 года сайт Kolesa.kz писал, что Балушкин собирается выпускать в России армейские вездеходы. Прототипом для военной техники стал гусеничный снегоболотоход «Хаски», разработанный еще в Усть-Каменогорске. Телеграм-канал «Русский автомобиль» сообщает, что производство вездеходов расположено в Новосибирске, а сама компания «Русские вездеходы Пластун» зарегистрирована в Санкт-Петербурге, где сейчас проживают Балушкины.


По данным российских бизнес-реестров, в 2022 году компания зафиксировала чистый убыток в 37 млн рублей (около 185 млн тенге), сведения об участии в госзакупках отсутствуют. Владеет компанией сын Анатолия Балушкина – Антон, а управляет бывший топ-менеджер АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев. Сагымбаев тоже был объявлен в международный розыск: осенью 2022 года его даже задержали в Санкт-Петербурге, но в итоге отпустили, так как он является гражданином России и выдаче не подлежит.


Осенью прошлого года Toppress.kz сообщал, что Анатолий Балушкин призывает своих работников к участию в войне с Украиной. Издание опубликовало скриншоты обращения, где бизнесмен объявляет «добровольную внутреннюю мобилизацию по компании». Сейчас пост, на который ссылается издание, из соцсетей удален.


Еще один громкий скандал в автоотрасли связан с именем Алии Назарбаевой и делом «Оператора РОП». В апреле 2022 года топ-менеджеров компании обвинили в хищении 26 млрд тенге. Подсудимые настаивали, что по этому делу должна быть допрошена Алия Назарбаева, которую называли главным организатором хищений и реальным владельцем предприятия. Однако Назарбаеву в суд так и не вызвали, хотя даже депутаты обращали внимание на ее роль в этом деле.


Крупнейшие участники авторынка


ТОО «Моторная компания «Астана-Моторс»


Бренды: Hyundai, Toyota, Subaru, Lexus, Chery, Changan, Haval, Jaguar, Land Rover, BMW, Mini, Motorrad, Foton, Tank, BYD (с 17 октября 2023 года), Golden Dragon (автобусы).


Бенефициар: Нурлан Смагулов


Налоги: 8,9 млрд тенге с 2015 года (из них 1,9 млрд тенге в этом году), налоговые отчисления «дочек» – 135,9 млрд тенге за последние 12 месяцев.


Бизнес-империя Нурлана Смагулова, куда помимо авторитейла и машиностроения входит коммерческая недвижимость, уже попадала в поле нашего зрения. Бизнесмен занимает 7 место в рейтинге «50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана» и 9 место в рейтинге «50 богатейших бизнесменов Казахстана» за 2023 год. Его состояние оценивается в 810 млн долларов США.


Моторной компанией «Астана-Моторс» Смагулов владеет через сингапурскую A.G. Overseas PTE.LTD. С октября 2022 года соучредителями являются Бекнур Несипбаев, Руслан Омаров и Анар Макашева. Это топ-менеджеры компании, которым Нурлан Смагулов передал долю в бизнесе. Анар Макашева также является президентом Казахстанского автомобильного союза.


У «Астаны-Моторс» 62 дочерних предприятия (6 из них бездействуют). Налоговые выплаты остальных за последние 12 месяцев составляют 135,9 млрд тенге.

В пятерку самых прибыльных «дочек» за год входят: ТОО «First Motor Group» (Chery), ТОО «Haval Motor Kazakhstan» (Haval), ТОО «Торговый дом «Автоцентр-Бавария» (BMW, Mini, Motorrad), ТОО «Silkway Auto Kazakhstan» (Changan), ТОО «Hyundai Auto Kazakhstan» (Hyundai).


В число дочерних компаний «Астаны-Моторс» также входит ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan». Это завод по производству легковых автомобилей Hyundai, расположенный в индустриальной зоне Алматы. Налоги предприятия – 25,3 млрд тенге с 2019 года.


Еще одно машиностроительное предприятие в семье «Астаны-Моторс» – ТОО «Hyundai Trans Auto», завод по производству коммерческой техники – грузовых автомобилей и автобусов марки Hyundai. Налоги – 4,9 млрд тенге с 2015 года.


В мае 2023 года Нурлан Смагулов подписал с китайскими партнерами соглашение о праве на производство автомобилей Chery, Havalи Changan в Казахстане. Мультибрендовый завод строится в Алматы, стоимость проекта – 115 млрд тенге. Ожидается, что пилотное производство запустят в начале 2025 года.


ТОО «Orbis Auto»


Бренды: EXEED, Zeekr, Geely, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Cadillac, Audi, Porsche, Chevrolet, Volkswagen, Infiniti.


Бенефициары: Фаррух и Сухраб Махмудовы


Налоги: 388,2 млн тенге (с 2018 года), у дочерних компаний – 49,3 млрд тенге за последние 12 месяцев


ТОО «Orbis Auto» является автомобильным подразделением группы компаний Orbis Kazakhstan. Группа была основана в 2001 году братьями Фаррухом и Сухрабом Махмудовыми.

Фаррух Махмудов находится на 37-й позиции в рейтинге «50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана» и на 22-й в рейтинге «50 богатейших бизнесменов Казахстана» за 2023 год. Его состояние оценивается в 385 млн долларов США.


Помимо Orbis Auto, у материнской компании Orbis Kazakhstan есть восемь дочерних предприятий различного рода деятельности: Orbis Leasing, Orbis Machinery, Orbis Manufacturing, Orbis Clinic, Orbis Oilfield Services, OrbisFinance, OrbisTravel, OrbisTrading.

В мае 2023 года ТОО «Orbis Manufacturing» заключило соглашение с EXEED International о производстве автомобилей этой марки в РК. Завод будет расположен в индустриальной зоне города, запуск планируется на конец 2025 года. Общий объем инвестиций составит 72 млрд тенге.


По данным Adata.kz, у ТОО «Orbis Auto» 54 дочерние компании. Судя по отсутствию налоговых отчислений за год, 8 из них бездействуют. Налоговые выплаты остальных за последние 12 месяцев составляют 49,3 млрд тенге.

В пятерку самых прибыльных «дочек» за год входят: ТОО «Авто Прайм Казахстан» (автомобили EXEED), ТОО «G Motors Kazakhstan» (Geely), ТОО «Orbis Auto Luxury» (люксовые бренды авто), ТОО «Mercur Autos» (Volkswagen, Audi), ТОО «Orbis Luxury Almaty» (люксовые бренды авто).


Крупнейшие участники авторынка. Продолжение


ТОО «Aster Auto»


Бренды: Nissan, Renault, Chevrolet, Lada


Бенефициар: Алексей Бакал


Налоги: 9,6 млрд тенге с 2015 года (из них максимальные – 2 млрд тенге в 2023 году). Налоговые отчисления «дочек» – 558,9 млн тенге за последние 12 месяцев


Компания была зарегистрирована в 2010 году и начинала как официальный дилер Nissan. Сейчас Aster Auto является официальным представителем Nissan, Renault, Chevrolet, Lada, а также продает автомобили разных марок с пробегом.

Учредителем компании является 49-летний Алексей Бакал, ему также принадлежат еще 20 компаний, в основном, автомобильного направления. У ТОО «Aster Auto» 9 «дочек», из которых 5, судя по отсутствию налоговых отчислений, бездействуют.

У компании 69 госконтрактов на общую сумму 99,5 млн тенге (продажа, ремонт авто, запчасти и пр.). Основной заказчик (на сумму 34 млн тенге) – шымкентское ТОО «Qorģan-Security», которое принадлежит «Казатомпрому».


АО «Группа компаний Аллюр»


Бренды: Chevrolet, Kia, Jac, Jac Trucks, Lada, Jetour, Hongqi


Бенефициары: C&J Ned Auto B.V., Андрей Лаврентьев, Юрий Цхай (по данным на 2021 год)


Налоги: 809 млн тенге с 2015 года (из них 363,2 млн тенге в этом году), налоговые отчисления прямых «дочек» – 4,6 млрд тенге за последние 12 месяцев


АО зарегистрировано в 2014 году в Костанае, однако история компании начинается с 2003 года. Кроме авторитейла группа компаний «Аллюр» занимается машиностроением. В портфеле подконтрольного завода «СарыаркаАвтопром» бренды JAC, Chevrolet, Kia, LADA, Jetour, производственная мощность – 120 тыс. автомобилей в год.

Налоговые отчисления ТОО «СарыаркаАвтопром» (является «дочкой» ТОО «Allur Auto») – 54,2 млрд тенге с 2015 года. Этот год был для предприятия успешным, налоги составили 25,2 млрд тенге (это максимум за всю историю деятельности).


У АО «ГК Аллюр» 17 прямых дочерних предприятий. Самые финансово успешные за последний год: ТОО «AllurMotor Almaty», ТОО «Allur Auto Astana», ТОО «AllurMotor Kazakhstan».


По данным консолидированной финансовой отчетности за 2021 год, акционерами «Группы компаний Аллюр» являются C&J Ned Auto B.V. – 51%, Андрей Лаврентьев – 27,48%, Юрий Цхай – 16,52%, АО «Банк Развития Казахстана» - 5%.

Компания C&J Ned Auto B.V. зарегистрирована в Нидерландах, ее акционерами являются China National Machinery Import & Export Co. (51%) и Anhui Jiangqi Investment Co., Ltd. (49%). Конечной контролирующей стороной является Комитет по контролю и управлению государственным имуществом КНР.


ТОО «Тойота Мотор Казахстан»


Бренды: Toyota, Lexus


Бенефициар: Компания «Toyota Motor Europe»


Налоги: 167,8 млрд тенге за 2022-2023 гг


ТОО «Тойота Мотор Казахстан» является дочерней компанией «Тойота Мотор Европа». Зарегистрировано в 2008 году в Алматы. Президент компании – 56-летний Джон Эндрю Томсон.

Как официальный дистрибьютор ТОО «Тойота Мотор Казахстан» занимается оптовыми продажами и доставкой автомобилей, оригинальных запасных частей и аксессуаров Toyota. Компания также обеспечивает гарантийное обслуживание и управляет маркетингом бренда на территории Казахстана и Кыргызстана.

Официальная дилерская сеть компании включает шестнадцать дилерских центров, а также четыре сервисных центра.


ТОО «Автокапитал», ТОО «Голубая Звезда Казахстана»


Бренд: Mercedes-Benz


Бенефициар: Тариел Васадзе через компанию Inthinx Investment Ltd (Кипр)


Налоги: ТОО «Автокапитал» – 37,8 млрд тенге с 2015 года (из них 9,3 млрд – в этом году), ТОО «Голубая Звезда Казахстана» – 2,8 млрд тенге с 2015 года (из них 535 млн –в этом году).


Кипрская компания Inthinx Investment Ltd, входящая в группу «Укравто», контролируется украинским олигархом Тариелом Васадзе. Компания занимается продажей немецких автомобилей, в частности, Mercedes-Benz.

Два года назад в Астане открылся крупнейший автоцентр Mercedes-Benz, который является третьим по величине в мире после Германии и ОАЭ.


До 2019 года ТОО «Голубая Звезда Казахстана» активно участвовало в госзакупках. В 2017 году Управление делами президента РК приобрело у компании 43 автомобиля D- и F-класса на общую сумму 1,8 млрд тенге.


Подписаться на @Shishkin_like


Похожие посты

Смотреть все

У компании, принадлежащей Кайрату Итемгенову, возникли проблемы с выплатой дивидендов

Розничные инвесторы, купившие депозитарные расписки железнодорожного оператора Globaltrans Investment на Московской бирже, опасаются того, что будут лишены корпоративных прав, в том числе права на пол

Comments


bottom of page