top of page

Ласточка – птица-спаситель и символ казахской семьи

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 4 февр. 2024 г.
  • 2 мин. чтения

В казахской культуре и у других тюркских народов птицы считались не только символ свободы. Мы уже рассказывали, что птичьи орнаменты сопровождали казахских девушек в украшениях и одежде. Например, если молодая жена отправляла домой подарки, в одном из которых был вышит «құсмұрын» – птичий орнамент, это означало, что она счастлива в новом доме. А головные уборы молодых девушек украшались перьями филина, что, с одной стороны, служило оберегом, с другой – было знаком связи с небом, верхним миром.


Вместе с тем некоторые птицы почитались у казахов, как совершенно особенные, неприкасаемые. Среди таких птиц – ласточка, ассоциирующаяся с семьёй, добросердечием и преданностью. С ней часто сравнивают сестёр и дочерей. Во множестве казахских песен и стихов, где говорится о женской красоте и уме, девушек называют «ласточками». Например, пишет «Казправда», в песне «Қарындасым-қарлығашым» на стихи Бакира Тажибаева и музыку Ескендира Хасангалиева.


В своей научной статье «Символика и семантика цвета в казахской культуре» Карлыгаш Елибаева также отмечает, что о преданной девушке говорили «Карлыгаш» (Ласточка).


Разгадка трепетного отношения к этой птице кроется, как всегда, в древней легенде. Один могучий дракон постарел и позвал лекаря Лиса. Лис сказал, что мощь дракону вернёт только живая кровь. Позвал комара и вручил ему волшебный сосуд, чтобы тот нашёл подходящую. Комар отправился на поиски, перепробовал много крови людей и животных, чтобы понять, какая подойдёт лучше. И вот однажды он попал в дом людей и укусил ребёнка. Сосуд засветился, комар сообразил, что это та самая «живая кровь», и полетел обратно, рассказать дракону, что ему надо съесть ребёнка. Но ласточка, чьё гнездо находилось рядом, поймала комара, разбила сосуд и склевала комара, чтобы тот ничего не поведал дракону. Когда дракон узнал обо всём, разозлился, погнался за ласточкой, успев укусить её за хвост, но в погоне разбился о камни. А у ласточки теперь раздвоенный хвост. Эту легенду отразил в мультипликационном фильме режиссёр Амен Хайдаров в 1967 году.  


С тех пор ласточка считается защитницей семей. Если она совьёт гнездо над чьим-нибудь домом, то отныне у хозяина этого дома будет счастье и благополучие.


Разрушить гнездо ласточки считалось плохим предзнаменованием и призывом бед на свою семью. Отсюда и предание о том, как однажды на аул Толе би надвигались джунгары. Когда они прибыли, оставалась только одна юрта, а перед ней сидел Толе би. Глава войска спросил, почему тот не уехал вместе с остальными. Толе би ответил, что не хочет нарушать покой ласточки, свившей гнездо под куполом его юрты. Джунгары не тронули его юрту и назвали «святым». С тех пор за Толе би закрепились имена Карлыгаш би, Карлыгаш аулие.


Кроме того, докторант Кулумжанов Н.Е. в своей научной статье «Культ предков в миропонимании казахов» говорит, что ласточки среди других птиц являлись главными носителями душ умерших. 


Убийство ласточек расценивалось, словно убийство человека.


«Ежегодное возвращение ласточки в своё гнездо считали хорошей приметой.
Это означало, что душа умершего предка, перевоплощённая в ласточку, покровительствует дому и не покидает его», – говорит Кулумжанов.

Ещё ласточка – вестница добрых новостей, ведь её прилёт означал приход весны.


Автор: Алтыншаш Жырау


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page