Власти Алматы планируют повысить стоимость проезда в городском транспорте. Разовая поездка подорожает на 20 тенге – до 120 (соответствующий проект опубликован на сайте «Открытые НПА»). Как объяснили в акимате, повышение цены «сократит субсидии на 7 млрд тенге, которые направят на улучшение условий поездок горожан».
Управление городской мобильности отмечает: себестоимость проезда сейчас 310 тенге, на некоторых маршрутах – 400. В связи с этим ежегодно растёт размер субсидий. В 2023 году акимат Алматы субсидировал расходы перевозчиков на 68,7 млрд тенге, прогноз на этот год – более 97 млрд тенге. Перевозчики также получают компенсацию за перевозку льготных пассажиров.
Мы изучили компании, которые работают на рынке общественного транспорта в Алматы. Самый крупный игрок – ТОО «АлматыЭлектроТранс», которое на 100% принадлежит государству. Но в количественном отношении – больше частников, и многие из них регулярно рассказывают о том, что годами работают себе в убыток, но, тем не менее, с рынка не уходят. Среди бенефициаров частных компаний обнаружились иностранные инвесторы, сноха экс-главы КНБ Амангельды Шабдарбаева, братья двух фигурантов казахстанского списка Forbes – Серика Толбасы и Есенгали Байменова.
Рассказываем, кому алматинцы платят за проезд в общественном транспорте.
1) ТОО «АлматыЭлектроТранс»
Бенефициар: КГУ «Управление городской мобильности г. Алматы»
Налоги: 20,4 млрд тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5контрактов на 6,3 млрд тенге
Самый крупный игрок на алматинском рынке автобусных перевозок – ТОО «АлматыЭлектроТранс», которое на 100% принадлежит государству. У компании, которая обслуживает 45 маршрутов, есть проблемы с благонадёжностью: арест на банковские счета, имущество, транспорт, запрет на совершение нотариальных действий.
Экс-директора ТОО Берикхана Мурзакаримова в декабре2023 года объявили в розыск, его осудили на пять лет за покушение на хищение. Как сообщала Антикоррупционнаяслужба, Мурзакаримов получил от предпринимателя 160 тысяч долларов за подписание актов выполненных работ и выплаты по ним.
После Мурзакаримова директор в компании менялся два раза, сейчас крупнейшим автотранспортным предприятием в городе руководит Александр Бейсембиев.
2) ТОО «АвтоАлма-Транс»
Бенефициар: Усман Байменов
Налоги: 2,1 млрд тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 9контрактов на 934,9 млн тенге
ТОО «Авто Алма Транс» обслуживает популярные городские маршруты 4, 8, 54, 65, 95, 119. В 2016 году экс-аким Алматы Бауыржан Байбек устроил разносучредителям и руководству автобусного парка за плохое техническое состояние их транспорта, а уже в 2018-м, директор Алик Умурзаков рассказывал про кредит под 7% на три года на приобретение 66 автобусов марки ЕВРО-5 YUTONG ZK6108HGH китайского производства.
Принадлежит компания Усману Байменову, брату ЕсенгалиБайменова, который сейчас занят строительством конгресс-холла с подземным паркингом на Кок-Тобе. До 2018 года Есенгали Байменов входил в рейтинг самых влиятельных бизнесменов Казахстана по версии Forbes.
Семье Байменовых также принадлежит знаменитый банный комплекс «Арасан» в Алматы (налоги – 2,7 млрд тенге с 2015 года). Учредителями являются сестры – Зина и Зухра Байменовы.
Усман Байменов, кроме ТОО «АвтоАлма-Транс», является учредителем или соучредителем ещё в семи компаниях, однако самой крупной из них, если судить по налоговым отчислениям, является «Авто Алма Транс». Даже ТОО «БЦ Форум-Достык» отдал в бюджет в виде налогов 178,6 млн тенге, тогда как автопарк только в прошлом году заплатил налогов на сумму почти в два раза больше – 337,7 млн тенге.
Ещё одна компания «Тулпар-ЦДС», которая также занимается перевозками автобусами и обслуживает два маршрута: 33 и 106, отдала в бюджет 338,6 млн тенге и, согласно бизнес-реестрам, ни разу не получала компенсации по перевозке льготных пассажиров.
3) ТОО «БаТу Travel Компаниясы»
Бенефициары: Бауржан Тульбасов
Налоги: 3,6 млрд тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5контрактов на 769,7 млн тенге
ТОО «БаТу Travel Компаниясы», в сфере перевозок пассажиров работает с 2002 года. В Алматы компания обслуживает 7 маршрутов: 1, 14, 15, 22, 48, 102, 122. Вавтопарке насчитывается 146 пассажирских автобусов малой, средней, а также большой вместимости. Основным видом деятельности являются пассажирские перевозки по городу Алматы.
У ТОО единственный учредитель – Бауржан Тульбасов, брат Тульбасова Серика, владельца группы компаний TS Development, которому также принадлежат ТРЦ Dostyk Plaza и ТРЦ Shymkent Plaza, сеть кинотеатров Cinemax в Алматы и Шымкенте.
Бауржан Тульбасов бизнес свой ведёт в сфере перевозок. Кроме «БаТу Travel Компаниясы» ему принадлежит ещё две компании: ТОО «БaTu Trans» (работает на 3-х маршрута: 208, 220,133) и ТОО «Greenfuel CNG» (техническое обслуживание и ремонт).
Их суммарные налоговые выплаты в текущем году – 646,2млн тенге.
В 2019 году Бауржан Тульбасов объявил, что построит новый автопарк на 250 автобусов в индустриальной зоне, где под его объект отвели 5 гектаров земли. Тогда же владелец автопарка рассказывал, что имеет в штате 230 водителей, которые зарабатывают по 260 тысяч тенге.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
4) ТОО «City-bus»
Бенефициары: Амангельды Абдрахманов, Иван Марышев, Мурат Нургалиев
Налоги: 2 млрд тенге с 2018 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5контрактов на 650 млн тенге
Необходимость повышения тарифов на проезд в общественном транспорте в Алматы директор «City Bus» Абылай Остемир объяснил тем, что их компания вынуждена закупать электробусы, в рамках работы по экологизации общественного транспорта, а стоимость одного электробуса – более 170 млн тенге. По его словам, реальная стоимость проезда достигает 400 тенге, а субсидии, которые ежегодноакимат покрывают только убытки.
Обслуживает компания 6 маршрутов: 18,19, 28, 88, 98, 99. А все три учредителя автопарка родом из Павлодарской области, где также имеют различный бизнес, хотя и менее успешный, если судить по налоговым отчислениям.
ТОО «City-bus» недавно попала в ленты новостей в связи с аварией, в которой пострадали 25 пассажиров и один погиб. В пресс-службе департамента алматинской полиции сообщили, что автобус 18-го маршрута, который допустил наезд на препятствие, обслуживается частным перевозчиком ТОО «City-Bus», а отдел расследований CMN.KZ
виновницей этого страшного ДТП назвал Анель Сартаеву – продюсера сериалов «5:32» и «Эскорт».
5) ТОО «Алматинский городской автобусный парк № 2»
Бенефициары: Меруерт Кисамиева и Газиза Шабдарбаевачерез ТОО «Транспортная фирма «Ак жол»
Налоги: 2,2 млрд тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 4контрактов на 407 млн тенге
Алматинский городской автобусный парк №2 на рынке работает более 25 лет. Обслуживает 4 маршрута: 31, 67, 68, 81.
Схема владения автобусной компанией изменилась в 2008 году (с 1999 компания работала в правовой форме АО), тогда конечным бенефициаром стал Акылбек Балгимбаев через два ТОО. А в 2013-м единственным учредителем компании стала Меруерт Кисамиева, через ТОО «Транспортная фирма «Ак жол». Кандидат по экономическим наукам Кисамиева, кроме Транспортной фирмы «Ак жол», соучредитель ещё в 15 компаниях, среди которых Cafe Central, Roma Caffe, образовательный центр FasTracKids, «Казагро ферма» и др.
В марте 2023 года соучредителем Кисамиевой в Транспортной фирме «Ак жол» стала Газиза Шабдарбаева, сноха экс-главы КНБ Амангельды Шабдарбаева.
Имя Газизы Шабдарбаевой всплыло в связи со скандалом, когда у экс-зампредседателя Агентства по противодействию коррупции Нурлана Шабдара (сейчас он руководит Антикоррупционной службой по Актюбинской области) нашлась собственность в Болгарии. Об этом писалтелеграм-канал «Выход к морю», ссылаясь на официальный регистр болгарского Министерства юстиции. Владелицей одного из болгарских таунхаусов значилась Газиза Шабдарбаева, супруга Арлана – родного брата Нурлана Шабдара.
6) ТОО «Думан транс kz»
Бенефициар: Акмарал Бопунова
Налоги: 2 млрд тенге с 2020 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5 контрактов на 517,1 млн тенге
Компания «Думан транс kz» - перевозчик, чей автобуссовершил смертельную аварию из-за драки пассажира с женщиной-водителем. От удара агрессивного пассажира,женщина-водитель лишилась сознания, и автобус, потеряв управление, врезался в людей, стоявших на остановке, зацепив четыре припаркованные машины. В результате аварии погибли три человека и ещё четыре пострадали.
Акмарал Бопунова, ставшая учредителем компании два года назад, никак не прокомментировала резонансное ДТП, публично не выразила сочувствие пострадавшим и не принесла соболезнования близким погибших.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
7) ТОО «Мадина»
Бенефициар: Бекежан Тыныштыкбай
Налоги: 779,3 тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5 контрактов на 387,2 млн тенге
Бекежан Тыныштыкбай на самом деле собственник двух компаний, основная статья доходов которых – автобусные перевозки. И ТОО «Мадина», и ТОО «М-Плюс» на рынке более 20 лет. На городских маршрутах работает только «Мадина» - компания обслуживает три автобусных направления: 25, 72 и 128.
В начале года Бекежан Тыныштыкбай был одним из подписантов письма в Администрацию президента, Генпрокуратуру, минтранспорта и Агентство по делам госслужбы с жалобой на акима Алматы Ерболата Досаева. Как пишет bes.media,
владельцы автопарков просили «понудить акима Алматы и подчинённые ему структуры к незамедлительному решению вопроса о субсидировании» согласно тарифам на 2024 год.По словам перевозчиков, аким вовремя не вынес соответствующее постановление.
8) ТОО «Talap T»
Бенефициары: Саида Жумабекова, Серик Жумабеков, Султан Жумабек, Галия Сасанова
Налоги: 1,3 млрд тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 4контракта на 371 млн тенге
Автопарк принадлежит семье Жумабековых – СерикуЖумабекову и его детям Саиде и Султану, а также их родственнице, вероятно матери, Галие Сасановой, которая на протяжении 14 лет является руководителем этой компании.
Саида и Султан совместно владеют ТОО «Алматы Транс», которое занимается грузовыми автомобильными перевозками (налоги 13,2 млн тенге с 2023 года). Компания также перешла к ним в «наследство» – 21 год ей руководила Галия Сасанова.
9) ТОО «Олжас LTD»
Бенефициар: Саржан Джунусбаев
Налоги: 1,6 млрд тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 4контракта на 337,1 млн тенге
«Олжас LTD» можно назвать одним из старожилов бизнеса – на рынке компания 24 года. Обслуживает пять маршрутов: 62, 104, 104а, 141, 215.
10) ТОО «Досчан-М»
Бенефициары: Мухит Досчанов
Налоги: 1,2 млрд тенге с 2018 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5контрактов на 262,4 млн тенге
ТОО «Досчан-М» обслуживает в основном пригородные маршруты: 10, 10а,14, 35, 132, 227, 231. Мухит Досчановвладеет и руководит компанией с самого её основания.
В сентябре 2020 года, когда был запущен маршрут №231, который связывает посёлок Жапек Батыра с автовокзалом Саяхат, в автопарке сообщили, что на маршрут будут ежедневно выходить 10 автобусов Isuzu LE60, оснащённые кондиционерами и Wi-Fi.
11) ТОО «Адылет Авто», ТОО «Сапаршы»
Бенефициар: Кажимукан Чукушев
Совокупные налоговые отчисления: 751,7 млн тенге с 2015 (653 млн тенге + 98,7 млн)
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 4контракта на 217 млн тенге + 1 на 28,5 млн тенге
Обе компании Кажимукана Чукушева на рынке работают несколько лет, но под его полный контроль перешли недавно – «Адылет Авто» полгода назад, а «Сапаршы»полтора. И обе имеют проблемы с благонадёжностью – банковские счета в компаниях арестованы.
Вместе два автопарка обслуживают 12 маршрутов: 27, 36, 40,60,105,110, 114 – «Адылет Авто», 5,5а,5б,5в,26 – «Сапаршы».
Подписывайтесь на @Shishkin_like
12) ТОО «ECOBUS Service»
Бенефициары: Гаджи Гаджиев и ТОО «Painting Solutions»
Налоги: 1,7 млрд тенге с 2022 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5 контрактов на 234,3 млн тенге
Это молодая компания, появившаяся на рынке всего два года назад, но уже успевшая заявить о себе тем, что выиграла тендер у Алматинского электроавтобусного парка№1 и сейчас по маршруту №206 курсируют не разрекламированные электробусы, а газовые автобусы, принадлежащие ECOBUS Service.
Директор автобусного парка Eco Bus Service Мадия Кирюхина, сейчас активно выступает за повышение тарифа в городском общественном транспорте. По её словам, впрошлом году компания закупила 250 автобусов, в этом году привезёт ещё 150, тогда как текущий тариф не покрывает даже части убытков, которые несёт перевозчик.
В учредителях компании числится известный предприниматель Гаджи Гаджиев. Он являетсягендиректором строительной компании SA construction group, членом Исполнительного комитета НОК РК и первым вице-президентом Федерации тяжёлой атлетики.
За вторым учредителем, ТОО «Painting Solutions», через длинную цепочку юрлиц стоит Shanyrak Foundation.
Бенефициаром компании-перевозчика является зарегистрированная в ОАЭ Asia Pacific CR Holding Ltd.Руководит этой компанией Жильбер Гросжан. В Казахстане, по информации Adata.kz, на него зарегистрировано три компании. Чем занимаются эти компании в казахстанских бизнес-реестрах скрыто, в налоговую они сдают нулевую отчётность или перечисляют незначительные суммы. К примеру, HombradaHolding Ltd была зарегистрирована в 2019 году, но в бюджет отдала всего 35 710 тенге – из них 17 250 в прошлом году и 18 460 тенге в этом. KZ RIH Holding Ltd в прошлом году заплатила налогов на 34 500 тенге, в этом году налоговых отчислений не было. Asia Pacific CR Holding Ltd не являетсяплательщиком НДС. Все эти три компании являются «дочками» Cr Group Holding (difc) Limited, зарегистрированной в Международном финансовом центре Дубая в 2019 году.
Жильбер Гросжан помимо казахстанских компаний числится директором ещё в трёх компаниях, в том числе и в холдинговой Cr Group Holding (difc) Limited, акционером которой является Shanyrak Foundation.
13) ТОО «Самат-Транс»
Бенефициары: Оразбек Сабденов
Налоги: 1,1 млрд тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 4контракта на 228,4 млн тенге
Обслуживает автопарк пять пригородных маршрутов: 51,117, 221, 228, 219. Оразбек Сабденов владеет и руководит компанией 15 лет.
14) ТОО «Киiкбай»
Бенефициары: Қияс Ақберген
Налоги: 682,1 тенге с 2015 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5контрактов на 205,3 млн тенге
Учредитель автопарка «Киiкбай» Кияс Кунесов в 2021 году поменял документы на казахский вариант и теперь фигурирует под фамилией Ақберген. Кроме автопарка (который обслуживает три маршрута: 13, 52 и 217), предприниматель владеет строительной компанией – ТОО «Киікбай СтройСервис» (налоги 932,5 млн тенге с 2015 года). Четыре месяца назад Ақберген зарегистрировалсемейное предприятие – Сельскохозяйственный ПК «Алма Казахстан».
15) ТОО «ДуманТранс.com2019»
Бенефициары: Гульнар Кожантаева
Налоги: 720,6 млн тенге с 2020 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5контрактов на 165,3 млн тенге
Учредитель автопарка Гульнар Кожантаева, также является владелицей компании «ДуманТранс.com», основной вид деятельности которой – лизинг легковых автомобилей (701 млн тенге налогов с 2015 года) и ИП с точно таким же названием, которое занимается арендой недвижимости и производством готовых пищевых продуктов.
ТОО «ДуманТранс.com2019» обслуживает всего 1 маршрут №11.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
16) ТОО «Алматинский электроавтобусный парк №1»
Бенефициары: Eurabus GMBH, Causis Group Ltd, Сайлау Әділхан
Налоги: 347,5 млн с 2019 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 8 контрактов на 112,9 млн тенге
Алматинский электроавтобусный парк №1, самый известный из автопарков города, несмотря на тот факт, что его 17 электробусов обслуживали всего один маршрут.
Маршрут №206 был запущен в 2019 году по улице Толе би от Восточной объездной дороги до улицы Яссауи, а первыми пассажирами стали два экс-акима Бауыржан Байбек и Бакытжан Сагинтаев. Для обслуживания автобусовбыл создан автопарк, где одновременно можно заряжать до 250 единиц техники. Недавно компания объявила, что планирует привезти ещё 175 китайских электробусов Granton.
Однако в этом году автопарк не смог выиграть тендер на свой единственный маршрут и вынужден был обратиться в прокуратуру чтобы отстаивать свои права на пассажирские перевозки. Сейчас автобусы №206 обслуживает перевозчик ECOBUS Service, а электробусы не задействованы и стоят в автопарке.
Алматинский электроавтобусный парк №1 связан со скандальной Falcon Eurobus (обе компании зарегистрированы по одному адресу: г. Алматы, Ауэзовский район, улица Толе би, 319). В 2016 году акимат в рамках господдержки выделил Falcon Eurobus земельный участок в черте города, подвёл сети водоснабжения и электролиний на сумму 2 млрд тенге, а из презентации самой компании следовало, что инвестиции в проект составят 24 млрд тенге, появится 1300 рабочих мест, а сам завод будет выпускать 100 электробусов в год. Но ничего из этого не произошло. Компания, которая восемь лет назад объявляла, что будет собирать современные экологичные электробусы, сейчас зарабатывает на аренде, техническом обслуживании и ремонте.
Осенью 2021 года Алматинский электроавтобусный парк №1 сменил учредителей – сейчас в учредителях числятся две крупные иностранные компании и Сайлау Әділхан, который до этого был единственным учредителем Falcon Eurobus (учредителем несостоявшегося завода вместо него стала Актлек Адильханова, вероятная дочка экс-депутата алматинского маслихата Мурата Адильханова).
Согласно данным бизнес-реестра Companies House, компания Causis Group Ltd зарегистрирована в июне 2021 года в Британии и занимается в том числе производствомавтотранспортных средств. В руководстве пять человек – среди них Питер Кнез (ранее был директором по инвестициям в BlackRock) и скандальный канадско-индийский бизнесмен Рам Тумулури (чья сделка по производству электробусов в Индии застопорилась из-за отсутствия международного финансирования в размере 8 млрд долларов).
Ещё один учредитель – берлинская компания Eurabus GMBH, специализирующаяся на производстве электробусов, основанная в 2015 году. В 2018 году компания планировала открыть сборочный завод в Алматы стоимостью 44 млн долларов, выпускать до 100 автобусов в год и создать около 400 новых рабочих мест.
17) ТОО «Bas Trade»
Бенефициары: Салтанат Марденова
Налоги: 768,6 млн тенге с 2016 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 5контрактов на 95,9 млн тенге
В 2020-2021 гг «Bas Trade» заключила два контракта на услуги по аренде административных/производственных помещений с ТОО «АлматыЭлектроТранс» на общую сумму 145,6 млн тенге из одного источника путём прямого заключения договора.
18) ТОО «Neo City Trans»
Бенефициары: Еркин Нурпеисов
Налоги: 501,8 млн тенге с 2022 года
Компенсации по перевозке льготных пассажиров: 1контракт на 47,8 млн тенге
Компания работает на рынке с 2014 года, но налоговые отчисления стала делать с прошлого года. В этом году «Neo City Trans» сделала рекордные отчисления – 326,5 млн тенге.
Владелец автопарка Еркин Нурпеисов вступает за отмену наличной оплаты, утверждая, что по этой причине перевозчики недополучают доходы и не видят реальный пассажиропоток.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
コメント