top of page
  • Фото автораAyel

Почему Казахстан ещё не ратифицировал Стамбульскую конвенцию и как это связано с насилием над женщинами?




На прошлой неделе в Алматы частичным удовлетворением завершилось рассмотрение петиции «против ЛГБТ-пропаганды в Казахстане». Журналисты интернет-журнала «Vlast», наблюдавшие за обсуждением, отметили, что диалога не вышло, всё превратилось в «плохо поставленное шоу» – представители профильных министерств «говорили о чём угодно, только не по теме»:


«Они сваливали в кучу всё, видимо, надеясь, что зрители не увидят разницы между словами «вейп», «ЛГБТ», «педофилия», «насилие» и т.д. Чиновники подменяли понятия и не владели данными».


Тем не менее, празднуя победу, авторы петиции – а это небезызвестный «Казахстанский Союз Родителей» (организация активно противостояла вакцинации и принятию закона о семейно-бытовом насилии) – разместили на своей странице в инстаграме видеоотрывки выступлений своих единомышленников. Один из них подписан так:


«Аксакалов усадили за один стол с извращенцамии заставили слушать о противоестественном использовании спермы и матки. Позор, конечно.

Народ Казахстана должен приложить все силы для того, чтобы эта жертва не обернулась договорняком – тем первым овертоновским окном, с открытия которого начинается нравственное разложение общества. Иначе может случиться так, что сегодня всем показывают, как эти сидят рядом с достойными людьми, а завтра покажут, как эти поучают народ с правительственных трибун!!!».


Здесь подчеркнём, что использование слов «извращенцы» и «эти» противоречит многократным заявлениям Союза о том, что они якобы не против самих людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но лишь против пропаганды.


Далее в публикации организация переходит к вопросу о Стамбульской конвенции, которая, на их взгляд, настоящая «ловушка», «созданная для навязывания извращенского образа жизни целым странам»:


«Ибо члены Стамбульской конвенции обязаны пропагандировать извращения в детских садах и школах, а также обеспечивать преференции извращенцам. Депутаты не стесняются сообщать, что казахстанское законодательство уже на 80 процентов готово к подписанию Стамбульской конвенции!!!».


Что же такое в действительности Стамбульская конвенция? Почему Казахстан обещал, но пока не ратифицировал документ?


Стамбульская конвенция или, как её ещё называют, Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, – это самый полный международный документ по проблеме насилия над женщинами. Он охватывает все формы насилия над женщинами, в том числе, принудительный аборт, стерилизацию, калечащие операции на женских гениталиях, сексуализированное насилие, преследование, домогательства, насилие в семье, принудительный брак.


Конвенция была принята в Стамбуле 11 мая 2011 года. Её основные цели:


1. Предотвращение насилия: обеспечивает меры профилактики насилия, повышения осведомленности и образования.


2. Защита жертв: предоставляет комплексные меры защиты, поддержку и помощь жертвам насилия.


3. Преследование преступников: усиливает наказание для тех, кто совершает насилие, и обеспечивает эффективное расследование и судебное преследование.


Большинство правозащитников со всего мира сходятся во мнении, что Конвенция – важный инструмент в борьбе с насилием, своеобразный «золотой стандарт».


Вместе с тем документ касается не только женщин. Конвенция обязывает предпринимать меры для защиты прав каждого человека на то, чтобы жить без насилия. Недопустима дискриминация по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждении‌, сексуальнои‌ ориентации, гендерной идентичности, статуса беженца или мигранта.


«Стороны обеспечивают, чтобы культура, обычаи, религия, традиции и так называемые «соображения чести» не рассматривались в качестве оправдания каких-либо актов насилия», – говорится в документе.


На август 2024 года Конвенцию подписали 45 стран, и она вступила в силу в 34 странах. Издание РБК рассказывает, что документ подписали все страны-члены Совета Европы, кроме Азербайджана и России (которая в марте 2022 года вышла из СЕ). Ряд стран до сих пор не ратифицировали Конвенцию – это Болгария, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Словения, Армения и Венгрия.


В 2021 году из соглашения вышла Турция. Причиной власти назвали «нормализацию гомосексуализма», а это «несовместимо с социальными и семейными ценностями Турции».


При этом, как пишет РБК, ситуация с насилием против женщин стоит в стране довольно остро:


«По данным исследования 2014 года, 38% замужних или когда-либо бывших в браке турчанок признались, что подвергались физическому или сексуализированному насилию в браке.


Несмотря на то, что правительство Турции заявило, что страна продолжит защищать права всех женщин и бороться с бытовым насилием, решение выйти из соглашения было встречено критикой и массовыми демонстрациями. Статистика насилия против женщин в Турции ухудшилась: в 2021 году от рук мужчин погибло не менее 339 турчанок против 284 в 2020 году».


В странах, которые отказываются подписывать Конвенцию, документ критикуют в основном различные религиозные организации и консервативные политики. Претензии сводятся к использованию термина «гендер» и словосочетанию «нестереотипные гендерные роли». Противники Конвенции трактуют это как однозначную пропаганду ЛГБТ.


Создатели же Конвенции объясняют: термин «гендер» введён не для того, чтобы заменить понятия биологического пола или понятий «женщины» и «мужчины». Это необходимо, чтобы подчеркнуть неравенство и стереотипы, ведь зачастую именно они приводят к насилию.


  • В 2019 году Казахстан объявил о намерении ратифицировать Стамбульскую конвенцию.

 

  • В 2020 году UN Women Central Asia сообщала, что Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека Республики Казахстан при поддержке Структуры «ООН-женщины» проводили консультации для обсуждения перспектив присоединения Казахстана к Стамбульской конвенции.

 

  • В 2023 году на сайте казахстанского МИДа говорилось о том, что заместитель министра иностранных дел Роман Василенко посетил штаб-квартиру Совета Европы (СЕ) и рассказал европейским партнёрам, что власти Казахстана всё ещё рассматривают официальное приглашение к присоединению к Стамбульской конвенции.


Именно во время этих встреч прозвучало, что «действующее и разрабатываемое законодательство Казахстана уже на 70% соответствует положениям Конвенции». Это, отметим, не то же самое, что «казахстанское законодательство уже на 80 процентов готово к подписанию Стамбульской конвенции» (утверждение «Казахстанского Союза Родителей». – Ред.).


  • О дальнейших планах казахстанских властей относительно Стамбульской конвенции пока ничего неизвестно.


Напомним, 15 апреля 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей. Принятие закона, ужесточающего наказание за преступления в сфере семейно-бытового насилия, произошло на фоне громкого судебного процесса над экс-министром экономики Куандыком Бишимбаевым. Совершённое им убийство жены Салтанат Нукеновой, без преувеличения, потрясло всю страну и ещё сильнее высветило необходимость изменений. Закон вступил в силу 15 июня.


Недавний опрос казахстанцев на тему «Восприятие домашнего насилия в Казахстане» показал: проблему бытового насилия считают актуальной 70,8% граждан. При этом более трети казахстанцев (34,7%) сталкивались в своём окружении с ситуациями, когда муж применял физическое насилие по отношению к своей жене. Из них 10,6% пришлось столкнуться многократно, 24,1% – несколько раз. Женщины почти вдвое чаще мужчин сталкивались с насилием мужа в отношении жены – 44,1% и 26,3%, соответственно.


Подавляющее большинство граждан (78,5%) поддерживают поправки в закон, ужесточающие наказание за преступления в семейно-бытовой сфере. Против высказались 8.8%.


 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page