
Топ-компании РК по сервису и ремонту в авиасфере
- Shishkin_like
- 11 июл.
- 7 мин. чтения
В прошедшем июне вице-министр транспорта Талгат Ластаев в интервью Euronews заявил, что за последние пять лет казахстанская авиация показывает потрясающий рост – по 10-15% в год, приводит его слова «Казинформ». Кроме того Ластаев рассказал, что турецкий инвестор планирует вложить свыше миллиарда долларов в создание мультимодального хаба на базе аэропорта Актау. Алматинский аэропорт получит на аналогичные цели 302 млн долларов.
Однако и воздушные гавани и непосредственно самолёты требуют и модернизации и технического обслуживания. Рынок ремонтных услуг в сфере авиации, также известный как MRO (Maintenance, Repair, and Overhaul), тоже демонстрирует устойчивый рост во всём мире. Аналитики из Mckinsey утверждают, что по крайней мере до 2034 года ежегодный рост затрат на ремонт составит 1,2%. А их коллеги из Global Market Insights пишут, что среднегодовые темпы роста рынка MRO составят 3,3% до 2032 года (в 2023 году он оценивался в 110,7 млрд долларов США).
Сегодня мы рассказываем о крупнейших казахстанских предприятиях, оказывающих ремонтные и другие сервисные услуги в авиасфере. В подборку мы включили либо частные компании, либо компании с участием частного капитала с наибольшими налоговыми отчислениями. Ожидаемо, в некоторых случаях, предприятиями владеют участники списков Forbes.kz, а заработки зависят от гособоронзаказа.
Часть 1. АО «Авиаремонтный завод № 405» (АВЗ № 405)
Часть 2. ТОО «Казахстанская Авиационная Индустрия» (КАИ)
Часть 3. ТОО «Эйрбас Хеликоптерс Казахстан Инжиниринг». ТОО «Тополь»
Часть 4. АО «Авиаремонтный завод №406 гражданской авиации»
Подписаться на @Shishkin_like
Часть 1.
АО «Авиаремонтный завод № 405» (АВЗ № 405)
Налоги: 21,8 млрд тенге с 2015 года
Финансы: в 2023 году выручка завода по договорам с госпредприятиями составила 28 млрд тенге, с частными компаниями – 792 млн тенге. Прибыль – 2,5 млрд тенге(против 234 млн тенге за 2022 год).
Госконтракты: 8,7 млрд тенге.
Из 10 заказчиков половина - войсковые части. Основные предметы закупок – ремонт, реконструкция, модернизация и техобслуживание воздушных судов.
Бенефициары:
Первое место в нашем топе занимает предприятие, аффилированное с группой компаний ERG. Предприятием владеют Мукадасхан Ибрагимова, Патох Шодиев и 38-летний Эдуард Сурлевич — родственник покойного Александра Машкевича и член совета директоров ERG (у всех по 33,33%). Владение осуществляется через люксембургское юр. лицо — MIC Aero Holdings S.A.R.L., управляющим директором которого также является Сурлевич. Ещё 0,01% распоряжается «Комитет по государственному имуществу и приватизации».
В своё время в капитале участвовало АО «НАК «Казахстан инжиниринг». Однако в 2016 году оно реализовало 2,67% акций. Стартовая цена за этот небольшой пакет составила 126,9 млн тенге. Как и большинство объектов приватизации АВЗ № 405 имеет давнюю историю. Как пишет Informburo, завод был открыт на аэродроме Алма-Аты в 1939 году и назывался «Авиаремонтные мастерские». Отраслевые издания утверждают, что он является ведущим авиаремонтным предприятием Центрально-Азиатского региона, располагаясь на территории площадью 70 тыс кв.м. близ алматинского международного аэропорта. На производственных площадях (18 тыс кв. м.) могут проходить ремонт одновременно до 20 вертолетов типа Ми-8/17.
Среди заказчиков предприятия — службы спасения, а также гражданские авиапредприятия, например, как утверждал ресурс InformBuro, Prime Aviation (перевозчик связан с Тимуром Кулибаевым) и государственная авиакомпания «Беркут« Управления делами президента РК. Но в большей степени предприятие известно, как исполнитель контрактов в рамках гособоронзаказа.
Проблемы:
В последние годы, как сообщало издание Ratel.kz, АВЗ № 405 стал чаще срывать сроки ремонта военной техники (всвоей отчётности за 2023 год компания акцентирует внимание на том, что она не оказывает услуги по ремонту и обслуживанию авиационной техники стран, прямо или косвенно задействованных в конфликте между Российской Федерацией и Украиной. Вся техника, ремонтируемая предприятием, эксплуатируется на территории РК либо в Африке под эгидой ООН. Однако поставщики находятся в РФ и компания вынуждена взаимодействовать с ними).
Издание приводит в пример несколько судебных разбирательств, касающихся услуг оборонным предприятиям — в одном из случаев просрочка составила 680 дней. АВЗ в качестве объяснения в основном ссылалось на форс-мажорные обстоятельства.
Отметим, что иногда завод отодвигал сроки оказания услуг и до войны в Украине, на это обращает внимание Ratel.kz, об этом писали и мы в материале «С кем и почему судится министерство обороны Казахстана».
Часть 2.
ТОО «Казахстанская Авиационная Индустрия» (КАИ)
Налоги: 11,2 млрд тенге с 2015 года
Госконтракты: 408,9 млн тенге.
С 2018 по 2023 года воинская часть (ВЧ) №3656 Нацгвардии арендовала у ТОО помещение, предполагаем, что речь шла об ангаре близ столичного аэропорта. Также арендуют помещения «Казавиаспас» и Qazaq Air. Последний, например, взял до 2026 года в аренду склад для авиационных шин.
Бенефициары:
АО «НАК «Казахстан инжиниринг», и с 2020 года - компания «Камкор менеджмент», бенефициарами которой являются Саят Ермекбаев, Тимур Кулибаев,его племянник Алибек Кулибаев, Раушан Сагдиева и Диас Сулейменов (шурин Данияра Абулгазина).
Как пишут на сайте АО «НАК «Казахстан инжиниринг», компания была создана в ноябре 2012 года в целях реализации проекта авиационно-технического Центра в Астане. Она обслуживает некоторые модели самолётов марок АН, СУ, Casa (производитель: Airbus military) и L (производитель: Aircraft Industries, Чехия). Также среди задач предприятия – локализация технического обслуживания и ремонта армейской и фронтовой авиации и освоение сборочного производства и технического обслуживания БПЛА и самолетов двойного назначения малой авиации.
Проблемы:
В судебной истории КАИ скопилось довольно значительное количество разбирательств. Например, с ВЧ №3656 Нацгвардии ТОО судилось из-за разных взглядов на стоимость аренды части рулёжного перрона. В прошлом году ВЧ подала в суд с целью обязать КАИ сдать перрон за 10 млн тенге, в то время как ответчик был согласен на сумму в 10 раз большую. Апелляционная коллегия, как и суд первой инстанции встали на сторонуКАИ, одним из аргументов послужила норма,гарантирующая свободу договорных отношений.
Два года назад мы упоминали о тяжбе в которой участвовали «Казахстан Инжиниринг» и КАИ, как соисполнитель заказа по ремонту 4-х штурмовиков марки Су–25, с одной стороны и комитет государственного оборонного заказа (сейчас находится в ведении министерства промышленности и строительства) – с другой. Приемщиком работ была определена ВЧ 55652.Контракт на 19 млрд тенге был заключен в 2018 году. Как выяснилось, к сроку поставщик отремонтировал лишь три самолета. В связи с этим комитет сначала аннулировал договор, а потом по суду продлил его. К концу 2021 года поставщик и заказчик подписали акт выполненных работ, но ведомство всё равно не стало платить, поскольку средства на эти цели в бюджет 2021 года не закладывались. В итоге суд потребовал взыскать с ответчика 4 млрд тенге.
В разбирательстве 2024 года по иску комитета государственного оборонного заказа, суд первой инстанции обязал вернуть истцу более 17 млрд тенге в виде ранее выданных авансов (контракты среди прочего касались техобслуживания, дефектации и ремонта самолетов и БПЛА), а также постановил взыскать в пользу государства неустойку в размере 1,1 млрд тенге. Впоследствии апелляционный суд оставил решение без изменения. Отметим, что в иске было указано, что поставщиком принятые обязательства по договорам не исполнены, либо исполнены с просрочкой.
Часть 3.
ТОО «Эйрбас Хеликоптерс Казахстан Инжиниринг»
Налоги: 9,6 млрд тенге с 2015 года.
Финансы: крупнейший заказчик – АО «Казавиаспас»(около 7,7 млрд тенге).
Госконтракты: 50,8 млн тенге
Среди заказчиков предприятия в системе госзакупок – войсковые части, «Казавиаспас«, Академия гражданской авиации и МЧС.
Бенефициары:
Ещё одно предприятие, соучредителем которого является НАК «Казахстан Инжиниринг». Как и КАИ оно располагается близ Международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев». Партнёром выступает группа Airbus SE.
Крупнейшими бенефициарами группы Airbus SEявляются госкомпании Франции (10,83%), Германии (10,82%) и Испании (4,1%). Больше 73% находятся в свободном обращении и контролируются сторонними инвесторами, большинство из которых базируются в США и Великобритании, пишет Simple Flying.
На сайте «Казахстан Инжиниринг» сказано, что предприятие оснащено мастерскими по обслуживанию механических узлов, ремонту изделий из листового металла, ремонту электрооборудования и бортовой радиоэлектроники, лопастей и изделий из композитных материалов. Airbus.com утверждает, что на заводе собрано более 35 вертолетов, включая модели EC145, H145, H130 и H125. В дополнение к сборке, компания предоставляет полный комплекс услуг по техническому обслуживанию, а также обучающие программы и лётный тренажер.
ТОО «Тополь»
Налоги: 4,7 млрд тенге с 2015 года.
Госконтракты: 8,9 млрд тенге.
Бенефициары:
40-летняя Анель Ахметова. Около двух месяцев в 2019-2020 годах она руководила предприятием. В профиле на LinkedIn указано, что Ахметова — советник генерального директора ТОО, а в 2009–2013 годах возглавляла коммерческий отдел. Кроме того, у неё есть ИП в Наурызбайском районе Алматы. Его основной вид деятельности – аренда и управление собственной недвижимостью.
ТОО, которое было зарегистрировано в Алматы в 1999 году не ремонтирует авиатехнику, однако имеет прямое отношение к «полётной» индустрии. На сайтепредприятия мы нашли информацию о техническом переоснащении средств и систем радиосвязи Международного аэропорта Астаны и введении в эксплуатацию новой системы цифровой транкинговой связи. Проект состоялся в 2016-2017 годах. Переоснащение включало установку двух базовых станций, обеспечивающих одновременно 17 разговорных каналов, с заменой терминалов, поддерживающих цифровой голос, а также другие услуги, связанные с передачей данных, обменом сообщениями и автоматическим определением местоположения транспортных средств.
Компания утверждает, что она — лидер рынка телекоммуникационных систем и системной интеграции. Среди вторичных видов деятельности предприятия — производство воздушных летательных аппаратов.
Часть 4
АО «Авиаремонтный завод №406 гражданской авиации»
Налоги: более 1 млрд тенге с 2015 года
Финансы: в 2022 и 2023 годах компания показываетубыток 137,9 млн тенге и 457,9 млн тенгесоответственно.
Госконтракты: 1,1 млрд тенге (до 2023 года)
Основным предметом закупок были работы по ремонту и реконструкции двигателей воздушных судов. А основным заказчиком — «Казахская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства» Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов РК (контракты на сумму более 450 млн тенге). Ему АВЗ № 406 ГА в основном ремонтировал вертолёты Ми-2.
Бенефициары:
Мукадасхан Ибрагимова, Патох Шодиев и Эдуард Сурлевич владеют предприятием через «MIC Aero Holdings S.A.R.L., которому в предприятии принадлежит94,2%.
АВЗ № 406 было основано в 1939 году в Актюбинске (ныне Актобе) недалеко от местного аэропорта (сейчас – Международный аэропорт Алии Молдагуловой). Нацкомпания «Казахстан инжиниринг» продала свою долю (3,99%) в предприятии одновременно с долей в алматинском АВЗ № 405 в 2016 году, правда по цене гораздо меньшей, – 54,9 млн тенге.
Кроме капитального ремонта воздушных судов АН-2, МИ-2 и двигателей ГТД-350 , АШ-62ИР завод занимается переоборудованием самолетов и вертолетов, как пишут на сайте, «в различные варианты», модернизацией воздушных судов, изготовлением нестандартного оборудования и запасных частей для авиационной техники, а также покраской самолётов и вертолётов по эскизам заказчика. Кроме того, на сайте утверждают, что «АВЗ № 406 ГА является ведущим авиаремонтным предприятием по ремонту легкомоторной авиации, в Казахстане, на территории стран СНГ и в странах дальнего зарубежья», а «по ремонту авиадвигателей ГТД-350 и главных редукторов ВР-2 – является монополистом».
Проблемы:
По состоянию на 2023 год, по информации реестра Adata, компания являлась должником по исполнительным производствам на сумму 607,6 млн тенге. Отметим, что в судебной истории предприятия нет разбирательств, так или иначе связанных с исполнением либо наоборот, с ненадлежащим исполнением госконтрактов, однако с 2023 года госзакупок у АО нет.