
Два года назад мы рассказывали о том, кто больше всех легально зарабатывает на обустройстве алматинских улиц, получая «жирные» госконтракты от Управления городской мобильности (УГМ). Неудивительно, что среди бенефициаров этих компаний мы обнаружили людей, связанных с бывшими чиновниками, депутатами, олигархами и другими влиятельными личностями. Прошло два года, и мы решили проверить, что изменилось в этой сфере.
Как оказалось, по сравнению с 2022 годом значительно увеличился объём денег, который городские власти направляют на строительство, ремонт и благоустройство улиц. Судите сами: если два года назад самая известная компания из нашего обзора, ТОО «Bazis Construction», заключила с Управлением городской мобильности Алматы контракты на 783 млн тенге, то в 2023 и 2024 годах – на 21,5 млрд тенге и почти 12 млрд тенге, соответственно.
Из десятки крупнейших поставщиков «выпала» компания «Азимут жол» (до 2017 года она принадлежала экс-депутату алматинского маслихата Вячеславу Банщикову, которого называют другом бывшего акима Алматы Бауыржана Байбека, а сейчас ей владеет Павел Круль), зато появился новый заметный игрок – ТОО «BCS Construction». В 2023 и 2024 годах это ТОО получило от Управления городской мобильности рекордные 42,9 млрд тенге, при этом его бенефициарами по документам являются непубличные предприниматели – 41-летний Пётр Прокошин и 62-летняя Лариса Колбасова.
Подробнее о крупнейших «асфальтоукладчиках» Алматы – в нашем сегодняшнем обзоре.
ТОО «BCS Construction»
Налоги: 2,2 млрд тенге с 2015 года (из них 1,2 млрд тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: 42,9 млрд тенге в 2023-2024 годах
Бенефициары: Пётр Прокошин и Лариса Колбасова
Компания зарегистрирована в Алматы в 2009 году, однако активно осваивать бюджетные деньги начала только в 2022 году. У неё 42 контракта и 38 допсоглашений на услуги, связанные со строительством и ремонтом дорог в Алматы. Крупнейшие из них:
- пробивка улицы Толе би от Яссауи до Ашимова, срок действия – до 30 ноября 2024 года, сумма – 9,4 млрд тенге (при планируемой 7,4 млрд тенге);
- строительство дорог в микрорайоне Акжар, срок действия – до 1 января 2025 года, сумма – 5,5 млрд тенге (при планируемой 3,1 млрд тенге);
- средний ремонт улично-дорожной сети Жетысуского района, срок действия – до 31 декабря 2024 года, сумма – 2,7 млрд тенге (при планируемой 2,4 млрд тенге).
Что касается бенефициаров, то оба они личности не публичные. У Петра Прокошина есть ещё несколько компаний разного рода деятельности, далеко не такие успешные, как BCS Construction. Лариса Колбасова с 2015 года зарегистрирована как ИП и занимается розничной торговлей на рынках, арендой и управлением собственной недвижимостью, а также арендой строительных машин и оборудования. В 2023 году она с группой других истцов проиграла суд компании «Достар-Коммерц», которая является собственником рынка «Зелёный базар» и принадлежит Тимуру Кулибаеву и Якову Цхаю. Истцы, которые являлись арендаторами бутиков на территории рынка, требовали через суд пролонгировать с ними договоры аренды, а собственник отказался, так как эти бутики подлежали сносу.
ТОО «Bazis Construction»
Налоги: 50,4 млрд тенге с 2015 года (из них около 15 млрд тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: 33,5 млрд тенге в 2023-2024 годах
Бенефициар: Павел Белович
Компания входит в орбиту бизнес-империи семьи Беловичей, о которой мы рассказывали здесь. Это самый значительный актив «Базиса» с точки зрения прибыльности и налоговых отчислений. В 2022 году компания впервые вошла в рейтинг 50-ти крупнейших частных компаний Казахстана по версии Forbes.kz с выручкой 131,59 млрд тенге (17 место). В 2023 году издание оценило выручку компании в 99,5 млрд тенге.
ТОО «Bazis Construction» заключило всего три договора с Управлением городской мобильности Алматы, однако количество дополнительных соглашений к ним уже достигло 40-ка. Речь идёт о следующих крупных проектах:
- строительство транспортной развязки на пересечении улиц Саина и Акын Сара в Алатауском районе. Последнее допсоглашение было заключено в октябре 2024 года и действует до 31 декабря, согласно ему сумма основного договора увеличилась с 3,5 млрд тенге до почти 12 млрд тенге. Контракт заключали из одного источника по несостоявшимся закупкам;
- строительство развязки на пересечении улицы Бухтарминская с Кульджинским трактом. Контракт был исполнен в 2023 году, его сумма составила 21,5 млрд тенге (при планируемой в 1,7 млрд тенге). Способ закупки в данном случае – открытый конкурс.
ТОО «Компания «Алматыдорстрой»
Налоги: 3 млрд тенге с 2015 года (из них 1,1 млрд тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: около 28 млрд тенге в 2023-2024 годах
Бенефициары: Бронислав Шин и Светлана Шин
Компания зарегистрирована в Алматы в 2005 году, вид деятельности – строительство дорог и автомагистралей. У неё 41 контракт и 44 допсоглашения с Управлением городской мобильности Алматы на сумму 38,7 млрд тенге. За последние два года этот подрядчик реализовал следующие проекты:
- средний ремонт улично-дорожной сети Наурызбайского района – 1 млрд тенге;
- средний ремонт улично-дорожной сети Бостандыкского района – 1,6 млрд тенге;
- пробивка ул. Жубанова от ул. Момышулы до границы города – 3,2 млрд тенге;
- реконструкция Кульджинского тракта от проспекта Рыскулова до улицы Бухтарминская – 3,6 млрд тенге.
Учредители ТОО – 78-летний Бронислав Шин, его дочь Светлана, а также АО «Алматыинжстрой» (в бизнес-реестрах и актуальном финансовом отчёте нет сведений о владельцах компании, но до 2019 года ими были Александр Мясоед и Бронислав Шин). По информации Bes.Media, Бронислав Шин – один из учредителей Алматинского корейского национального центра и член Попечительского совета Ассоциации корейцев Казахстана, где также участвуют известные бизнесмены Сергей Кан и Юрий Цхай, а также бывший депутат мажилиса Роман Ким.
ТОО «DSY-13»
Налоги: 3,1 млрд тенге с 2015 года (из них около 1 млрд тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: 23,3 млрд тенге в 2024 году
Бенефициар: Зайтуна Жугнисова
Компания была зарегистрирована в Алматы в 2005 году, до ноября 2022 года называлась «Дорожно-строительное управление №13». Вместе со сменой названия строительное предприятие сменило и владельца – основательница компании Валентина Залиняева вышла из бизнеса в ноябре 2022 года. Её называли предположительной родственницей семьи депутата алматинского маслихата шестого созыва Михаила Грачёва.
ТОО «DSY-13» заключило с Управлением городской мобильности 37 контрактов и 85 допсоглашений на общую сумму 37,6 млрд тенге. Госзаказы за последние два года касались:
- пробивки проспекта Рыскулова от улицы Онгарсыновой до границы города – 6,2 млрд тенге;
- строительства автомобильных дорог в мкр. Шугыла – 2,4 млрд тенге;
- строительства дорог в мкр. Алгабас – 3 млрд тенге;
- строительства дорог в мкр. Шанырак-1 – 1 млрд тенге;
- строительства транспортной развязки на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Жансугурова – 10 млрд тенге.
Кстати, несмотря на смену названия и собственника, ТОО остаётся «прописанным» по своему прежнему адресу, где помимо него располагается АО «Дорожно-строительное управление №13», связанное с семьёй депутата Грачёва (крупным акционером компании по состоянию на 2023 год является его отец – Владимир Грачёв).
В 2023 году Управление городской мобильности подало в суд на некоторых из своих крупнейших поставщиков и отсудило у них почти 650 млн тенге в бюджет города Алматы. В их числе было и ТОО «DSY-13». В частности, было доказано, что при проведении работ в 2020-2022 годах компания укладывала асфальт несоответствующей толщины и должна вернуть в бюджет города почти 154 млн тенге.
ТОО «ABM-Building 2007»
Налоги: 3 млрд тенге с 2015 года (из них 395 млн тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: 19,5 млрд тенге в 2024 году
Бенефициар: Мадина Молдакасымова
Компания была зарегистрирована в 2005 году в городе Талгаре Алматинской области. Виды деятельности – строительство линий электропередач и телекоммуникаций, прочие строительно-монтажные работы.
В 2018 году ТОО «ABM-Building 2007» заключило с Управлением городской мобильности договор на пробивку улицы Саина от проспекта Рыскулова до улицы Акын Сара. Способ закупки – из одного источника по несостоявшимся закупкам. С тех пор к договору было заключено 19 допсоглашений, последнее из которых датируется апрелем 2024 года и действует до 31 декабря 2024 года. Его сумма – 19,5 млрд тенге (при изначально планируемой сумме в 5 млрд тенге).
При этом в июне 2024 года по иску КГУ «Управление энергетики и водоснабжения города Алматы» компания была признана недобросовестным участником государственных закупок РК (по 6 июня 2026 года). Также у неё есть внушительный долг по исполнительным производствам перед АО «Алатау жарык компаниясы» – 787,6 млн тенге. О том, как акимат Алматы расторг договор на модернизацию уличного освещения с консорциумом ГЧП, куда входило и ТОО «ABM-Building 2007», мы подробно рассказывали здесь.
Судя по составу бывших и нынешних учредителей, ТОО «ABM-Вuilding 2007» уже 18 лет принадлежит семье Молдакасимовых. С 2005 по 2016 год компанией владел Азамат Молдакасимов – брат бывшей главы Департамента санитарно-эпидемиологического контроля, скандально известной Айзат Молдагасимовой (с 2021 года возглавляет алматинскую поликлинику №3). Сейчас учредителем ТОО является их вероятная родственница Мадина Молдакасымова.
ТОО «СМЭУ Алматы»
Налоги: 5,2 млрд тенге с 2015 года (из них 1,5 млрд тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: 12,7 млрд тенге в 2023 и 2024 годах
Бенефициары: Алексей Волков, Юрий Збаращук, Владимир Мешков, Елена Насырбаева, Алексей Прокуров и Александр Терещенко
Компания зарегистрирована в Алматы 18 лет назад и на протяжении многих лет активно участвует в госзакупках (145 контрактов на 43,7 млрд тенге). Её основной заказчик – как раз-таки Управление городской мобильности Алматы, с ним заключено почти 90% договоров на 41 млрд тенге. Практически все они касаются благоустройства улиц – строительства пешеходных переходов, установки светофоров и т.д. Основной способ закупки – конкурс с использованием рейтингово-балльной системы. Крупнейшие проекты за последние два года:
- строительство 25-ти регулируемых пешеходных переходов – 1 млрд тенге;
- строительство 16-ти светофорных объектов – 1,2 млрд тенге;
- строительство 70-ти регулируемых пешеходных переходов – 2,2 млрд тенге.
ТОО «Специализированное управление «Гордорстрой № 2»
Налоги: 1,7 млрд тенге с 2015 года (из них 422 млн тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: 5,6 млрд тенге в 2023-2024 годах
Бенефициары: Роман Башланов и Сергей Шевчук
Компания была зарегистрирована в 2001 году в Алматы. Вид деятельности – строительство дорог и автомагистралей, строительство прочих инженерных сооружений. Управление городской мобильности Алматы – её крупнейший заказчик в рамках госзакупок (25 контрактов и 36 допсоглашений почти на 18 млрд тенге). Проекты, реализованные за последние два года:
- средний ремонт улично-дорожной сети Жетысуского района города – 1,6 млрд тенге;
- средний ремонт улично-дорожной сети Медеуского района – 837 млн тенге;
- средний ремонт улиц в мкр. Карасу – 693 млн тенге;
- средний ремонт улиц в Ауэзовском районе – 454 млн тенге.
Эта компания также фигурировала в иске Управления городской мобильности и по решению суда должна была вернуть в бюджет города более 90 млн тенге. В ходе разбирательства было доказано, что при разработке технической документации на средний ремонт подрядчики необоснованно применяли сметные нормы и расценки, используемые при строительстве и капитальном ремонте.
ТОО «Жол»
Налоги: почти 6 млрд тенге с 2015 года (из них около 2 млрд тенге в 2023-2024 гг.)
Госконтракты с УГМ: 5,8 млрд тенге в 2024 году
Бенефициары: семья Бельгибаевых
Компания была зарегистрирована в 2004 году и располагается в селе Каргалы Алматинской области. Виды деятельности – строительство дорог и автомагистралей, разработка гравийных и песчаных карьеров. С Управлением городской мобильности ТОО за всё время заключило 23 контракта и 69 допсоглашений на сумму 23 млрд тенге. В последние два года речь идёт о:
- среднем ремонте улично-дорожной сети в Ауэзовском районе – 930 млн тенге;
- строительстве дорог в мкр. Кайрат в Турксибском районе – 2,9 млрд тенге;
- строительстве дорог в мкр. Альмерек – 2 млрд тенге;
- среднем ремонте проспекта Райымбека – 1 млрд тенге.
Через ТОО «Садаф Сервис» компанией владеют представители семьи Бельгибаевых – всего пять человек. Глава семейства, 58-летний Еркен Бельгибаев, некогда был депутатом маслихата Алматинской области. До того, как перейти к Бельгибаеву в 2008 году, ТОО «Жол» принадлежало Сеитжану Есимову – брату бывшего акима Алматы Ахметжана Есимова.
Компания тоже фигурировала в иске Управления городской мобильности и по решению суда должна была вернуть в бюджет города около 50 млн тенге.
Подписаться на @Shishkin_like