top of page

100 дней Дархана Сатыбалды

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 5 сент.
  • 5 мин. чтения

Первые шаги нового акима Алматы

 

Прошло чуть больше трех месяцев с того момента, как Дархан Сатыбалды стал акимом Алматы, сменив на этом посту Ерболата Досаева. Новый градоначальник пришёл в южную столицу после работы в Администрации президента и трёх лет руководства Туркестанской областью.

 

За это время Сатыбалды успел обозначить свой стиль управления, сделать ряд шагов в решении городских проблем, но вместе с тем столкнулся с наследством своих предшественников — от инфраструктурных вопросов до конфликтов вокруг застройки. Не обошлось и без скандалов, правда, непосредственно с самим Сатыбалды они связаны не были. Впрочем, обо всем по порядку.

 

Знакомство с городом

 

Как водится, работу новый градоначальник начал с осмотра своих «владений», при этом каждый его выезд подробно освещался его пресс-службой.


Так, 29 мая состоялся первый выезд Дархана Сатыбалды для проверки объектов инженерной инфраструктуры в преддверии отопительного сезона. Аким ознакомился с ремонтными работами на ТЭЦ-2, районной котельной «Орбита», котельной «Южная» и реконструкцией теплотрассы в контуре улиц Бухар Жырау - Масанчи - Габдуллина - Байтурсынова – Сатпаева. По итогам инспекции он поручил завершить подготовительные работы к отопительному сезону не позднее 31 августа.


На следующий день аким впервые встретился с жителями города. Его маршрут пролегал по Алатаускому району, где он осмотрел строительство сквера в микрорайоне Карасу, прокладку распределительных сетей в Боралдае и Рахат-Мадениете, строительство школы в Акбулаке, а также благоустройство зелёной зоны вдоль улицы Момышулы

 

Следующий выезд акима был в Ауэзовский район, где он проверил ход работ по благоустройству микрорайона Сайран, реконструкции рынка «Тигрохауд» и государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н.Сац, а также ознакомился с капитальным ремонтомгородской поликлиники №16. 

 

Позже аким посетил Наурызбайский, Бостандыкский, Алатауский, Жетысуский, Медеуский, Турксибский и Алмалинский районы, где ознакомился с текущей ситуацией и пообщался с жителями. Кроме того, он проверил ход модернизации ряда объектов в Большом Алматинском ущелье и совершил вертолётный облет горной местности.

 

В начале июня Сатыбалды принял в акимате горожан, которые пришли с различными просьбами и жалобами. По информации пресс-службы, в основном людей волновали социальные проблемы, а также вопросы благоустройства.

 

Однако стоит отметить: полноценные встречи с населением, предусмотренные указом президента «О проведении встреч акимов с населением», Сатыбалды пока не проводил. Согласно требованиям, акимы должны регулярно отчитываться перед гражданами именно в формате открытых собраний, а не только во время объездов. В частности, акимы Астаны, Алматы и Шымкента обязаны не менее одного раза в квартал встречаться с жителями каждого района города.

 

Дышите – не дышите

 

В июне Сатыбалды провёл совещание, где представили проект Правил охраны атмосферного воздуха Алматы. В августе горакимат опубликовал его на портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения. В документе прописаны ключевые меры:

 

  • переход на экологичный общественный транспорт;

 

  • обязательное оснащение кафе и ресторанов, использующих мангалы и другое оборудование на твёрдом топливе, бань и саун на угле или дровах, стройплощадок и иных источников локального загрязнения системами очистки выбросов;

 

  • запрет на разведение костров, сжигание отходов, запуск пиротехники;

 

  • ограничение прогрева двигателей (до 5 минут при температуре выше 0°C и до 15 минут – при температуре ниже 0°C) и перевозки сыпучих грузов без укрытия;



  • запрет использования твёрдого и жидкого топлива в газифицированных районах города;

 

  • создание зоны низких выбросов и введение платного въезда в эту зону.

 

Самый большой резонанс в обществе вызвал именно последний пункт. В правилах не указано, где именно будет проходить граница зоны, а также размер оплаты. Известно лишь, что бесплатно туда смогут заезжать люди, имеющие транспорт без двигателей внутреннего сгорания – на электричестве или с водородными топливными ячейками, а также транспорт с двигателем внутреннего сгорания на газе или бензине с принудительной системой зажигания класса Евро-5 и выше.

 

Средства могут списываться с депозитного счёта пользователей ежемесячно, либо плата будет начисляться ежедневно — с условием её внесения не позднее 7 календарных дней после пользования транспортом в зоне. Средства, полученные за въезд в зону, планируется направлять на экологические программы, обновление автопарка, развитие общественного транспорта и управление самой зоной.

 

Другие меры по улучшению экологической ситуации в городе включают высадку более 300 тыс. деревьев и модернизация арычной сети. Также Сатыбалды предложил изменить подход к благоустройству газонов – высаживать не газонную траву, нуждающуюся в регулярном поливе, а засухоустойчивое разнотравье.

 

Проблемные вопроосы

 

В наследство от прежнего руководства города Дархану Сатыбалды достались крупные стройки и конфликты вокруг них.


Один из самых громких примеров — проект 40-этажного здания компании RAMS в центре города, который, по информации депутата мажилиса Бакытжана Базарбека, начали возводить без полного пакета разрешительных документов. Со стороны акимата не последовало жёстких мер в отношении нарушителей, и лишь после вмешательства мажилисмена работы были приостановлены.

 

При этом по требованию президента в городе объявлен мораторий на точечную застройку в верхней части города, за исключением социальных и туристических объектов.

 

Также Дархану Сатыбалды пришлось разбираться с ситуацией вокруг реконструкции озера Сайран. Работы, начавшиеся в 2023 году, до сих пор не завершены, хотя на проект выделили свыше 12 млрдтенге и сроки уже дважды переносились. В итоге акимат подал в суд подрядчика АО «Павлодарский речной порт», потребовав признать его недобросовестным поставщиком и внести в «чёрный список».


На днях суд обязал компанию завершить реконструкцию и выплатить 21,1 млн тенге неустойки. Стоит отметить, что АО «Павлодарский речной порт» принадлежит ТОО «Сан», соучредителем которого является Долорес Пшембаева – дочь бывшего депутата мажилиса Мейрама Пшембаева и племянница экс-замглавы МЧС Мереке Пшембаева.

 

Кроме того, в городе растёт недовольство масштабными дорожными работами: жители жалуются, что Алматы «перекопан» почти полностью, а передвижение по улицам серьёзно осложнено.


С началом учебного года пробки достигли катастрофических размеров, и в акимате предложили решение: перенести начало учебы студентов колледжей и вузов на 7:30 утра, а также максимально перевести сотрудников частных организаций на удаленный формат работы.

 

Дополнительный резонанс вызвал скандал с благоустройством улицы Валиханова, на которое из бюджета выделили около 300 млн тенге. Общественный деятель Санжар Бокаев провел расследование и выяснил, что после снятия покрытия партию хорошей по качеству брусчатки отвезли в частный дом в пригороде Алматы. Общественник предположил, что брусчатку продают на сторону, однако позже аким Медеуского района Еркебулан Оразалин заявил, что ее безвозмездно отдали «нуждающейся семье» по просьбе подрядной организации.

 

Промежуточные итоги

 

Первые сто дней в кресле акима Алматы показали, что Дархан Сатыбалды активно инспектирует районы, лично осматривает объекты, общается с подрядчиками и жителями – то есть предпочитает работать «в поле», быстро погружаясь в проблематику на местах.

 

Однако вместе с попытками выстроить новые правила сохраняются и старые болевые точки города. Конфликты вокруг застройки, затянувшаяся реконструкция Сайрана, дорожные пробки и скандалы с благоустройством сигнализируют о том, что Алматы всё ещё живёт в условиях накопленных системных ошибок.

 

Смогут ли инициативы нового акима действительно улучшить качество воздуха, разгрузить дороги, сделать город более комфортным? Или снова все упрется в формировавшиеся годами «традиции» и слабость управленческих и контрольных механизмов? Следующие месяцы покажут, насколько Дархан Сатыбалды способен не только обозначать проблемы, но и доводить начатое до конца.

 

Автор Кристина Опёнкова

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page